Система воспитательной работы

Мужской лицей «Жас Улан» имени Ш.Уалиханова — учебное заведение нового типа, созданное в 1995 году по опыту Сибирского кадетского корпуса г.Новосибирска, доказавшего высокую эффективность в деле подготовки патриотов своего Отечества, людей с государственным мышлением.

Процесс образования в лицее строится на базе военизированного воспитания в условиях круглосуточного пребывания воспитанников в стенах учебного заведения. Это процесс непрерывного воинского воспитания, выполнение уставных требований, соблюдение кодекса чести, ношение военной формы и атрибутики, беспрекословное подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.

В основу образовательной программы заложен государственный базисный учебный план, расширенный и дополненный предметами и спецкурсами, отражающими специфику и профиль лицея. Мужской лицей «Жас Улан» имеет свой флаг, герб, гимн. Разработаны Положение, Устав внутренней службы лицея, введена форма одежды, знаки различия и положение о званиях и чинах, действующие на территории лицея.

Учреждение отвечает современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, создана соответствующая материально-техническая база: лицей имеет центр военной и государственной — правовой подготовки, оборудованную полосу препятствий, стрелковый тир, учебные автоматы, пневматические винтовки и пистолет, образцы военной техники (танк, два БТР и БМП), спортивную площадку со стандартным оборудованием. В центре военной подготовки оформлен музей. Имеются три строевых плаца для проведения строевых занятий. Общежития оформлены с элементами казармы для военно-прикладной подготовки уланов и практического усвоения Уставов ВС РК.

Воспитательная программа в лицее «Жас Улан» формирует модель выпускника (табл. № 2), которая является ориентиром для всех участников образовательного процесса.

За 19 лет своего существования лицей произвел 15 выпусков, это 807 выпускника, 12 из которых закончили лицей с «отличием»; 6 — обладателей знака «Алтын белгі»,1 – призер Международного конкурса научных проектов (2 место, г. Москва), обладатель Гранта на бесплатное обучение.

В основе выполнения всех воспитательных задач лицея лежит воспитательная система, специально разработанная для обучения в условиях круглосуточного пребывания воспитанников в стенах лицея. Эта система разработана для организации досуга уланов. Каждый день в лицее определяется направлением воспитательной работы:

  • Понедельник- Формирование ЗОЖ.
  • Вторник — Нравственно-правовое воспитание. Развитие одаренности.
  • Среда- Интеллектуально-познавательная деятельность..
  • Четверг — Военно-патриотическое воспитание
  • Пятница — Экологическое воспитание
  • Суббота — Работа с родителями

С целью всемерного развития у воспитанников идейной убежденности и преданности своему народу, воспитания их в духе интернационального сознания, добросовестно выполнять свой гражданский долг Центром военной и государственно — правовой подготовки лицея «Жас Улан» в соответствии с требованиями Законов РК «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О национальной безопасности», «О гражданской обороне», Указов Президента РК и Постановлений правительства разработана программа специального курса «Основы военного дела».

В ходе изучения курса уланы с 5-го класса знакомятся со значением воинской службы как почетной обязанностью граждан РК, основные требования военной присяги и уставов ВС РК, знакомятся с вооружением и военной техникой воинских частей, с размещением и жизнью личного состава, осваивают основы безопасности жизнедеятельности человека в различных ситуациях. Сердцевину изучения «Основы военного дела» составляет формирование у уланов необходимых морально-психологических качеств защитников Родины, готовых стойко переносить тяготы и лишения военной службы, выполнять обязанности гражданина РК в самых трудных условиях, как в мирное, так и военное время.

Для мальчика 12-13 лет мужская школа-лицей-интернат привлекательна, прежде всего, спецификой.
Подростка влекут мужские занятия: стрельба из оружия, военно-полевые сборы, военизированные игры, участие в параде в честь дня Победы, когда уланы в красивой форме плечом к плечу шагают слаженным строем.

Пройдя вступительные испытания, в том числе и по физической подготовке (на этапе подбора кандидатов в уланы) подросток думает, что он преодолел самое трудное препятствие – поступил в мужской лицей «Жас Улан».
Однако обучение в образовательном заведении по типу кадетских корпусов – это ежедневное испытание специфичным образом жизни, во-первых, в согласии с Уставом, во-вторых, по жесткому распорядку дня. Все ново для подростка.
Система воспитательно-образовательного процесса нашего учебного заведения предусматривает постепенный последовательный ввод «новичка» в ритм жизни улана лицея «Жас Улан».

В конце учебного года, в июне, во время вступительных экзаменов после прохождения психотестов проводятся 10 дневные сборы для поступающих в лицей «Жас Улан», одна из главных целей которых – помочь адаптации «новичка» и объединить переменный состав (взводы) в единый коллектив накануне нового учебного года. Дисциплина, порядок, организованность – важное начало в учебном заведении кадетского типа. В то же время приоритетом является создание благоприятного психологического климата – специфической, поддерживающей ребенка атмосферы лицея.

Разнообразная практическая деятельность: строевая подготовка, физическая подготовка (зарядка, ОФП, легкая атлетика), разучивание основных положений Устава, дежурство и наряд – представляют трудность на первых порах, а вместе с тем способствуют тесному взаимодействию, налаживанию взаимопонимания.

На протяжении всего периода существования нашего учебного заведения стало обязательным проведение праздника «Приведение к Торжественной клятве уланов нового набора» (с приглашением ветеранов В.О.В и войны в Афганистане, действующих офицеров казахстанской армии, выпускников лицея), строевых смотров, конкурсов на лучшее исполнение строевой песни, смотров конкурсов «Лучший кубрик», «Лучшая рота», конкурса «Сержант года», военно-спортивной игры «Алау» и др.

Регулярно организуются круглые столы «Профессия, которую ты выбираешь» с кадровыми офицерами МО, КНБ, МЮ, МВД, что дает возможность учащимся определиться в выборе профессии.

Традиционным в лицее стало проведение месячника по военно-патриотической работе «Патриот». В течение месяца уланы принимают участие в мероприятиях, разнообразных по своей форме и содержанию.

Оказание реальной помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ и войны в Афганистане – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В связи с этим с 2004 года в нашем учебном заведении проводятся акции операция «Обелиск» (трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории) и «Ветеран живет рядом!» (оказание помощи ветеранам ВОВ, вдовам ветеранов войны и ветеранам войны в Афганистане). Также, в рамках данных акций, уланы мужского лицея «Жас Улан» в течении года оказывают помощь в благоустройстве территории ГУ «Территориальный центр с отделениями социального обслуживания на дому престарелых и нетрудоспособных граждан г. Семей», а в праздничные дни проводят концерты.

Огромную помощь в работе с уланами по патриотическому воспитанию оказывает лицею руководство Регионального командования «Восток» и командование в/ч 5511 МВД РК. Наши уланы ежегодно открывают Парад войск Семейского гарнизона, посвященного Дню Победы, и именно нашим уланам выпала честь возлагать Гирлянду Славы к Вечному огню в Сквере Победы. В г. Семей ни одно торжественное городское мероприятие не обходится без участия нашего лицея Поддерживаются тесные дружеские отношения уланов лицея с воинскими частями Регионального командования «Восток» и другими подразделениями силовых структур: организация экскурсий с целью ознакомления с условиями боевой подготовки, повседневной деятельности и бытом военнослужащих, проведение концертов для солдат срочной службы.

Благодаря тесному сотрудничеству с ОО «Семейская организация ветеранов войны в Афганистане» ни одно мероприятие, проводимое в лицее «Жас Улан», не обходится без воинов-интернационалистов, общение с которыми имеет большое значение в военно-патриотическом воспитании уланов. Совместно с данной организацией в нашем учебном заведении проводятся Дни памяти воинов-интернационалистов, классные часы, встречи, военно-спортивные праздники, уроки мужества. В 2006 году силами уланов и наших шефов был создан музей война -десантника Сарлыбаева Н.Р, погибшего в Афганистане, а с 2007 года стало традиционным проведение Турнира Сарлыбаева Н.Р. по военному многоборью. Хочется также отметить, что на протяжении многих лет наши учащиеся становятся участниками и дипломантами фестиваля афганской песни в г. Семей.

Огромную помощь в деле воспитания подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма оказывает лицею Семейский филиал НДП «Нур Отан».

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. И лишь через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. В связи с этим в лицее «Жас Улан» стало традиционным проведение Недели лицейского братства.

Очень важно понимать, что эффективность патриотического воспитания детей зависит и от совместных усилий государства, школы и семьи. Только в тесном сотрудничестве и взаимодействии этих субъектов воспитания можно достигнуть полноценного развития личности ребенка. Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека закладываются образ Родины и личностное отношение к ней, воспитывается ответственное отношение к своей стране, населяющим ее людям, ее интересам. В результате вовлечения родителей в подготовку и проведение общелицейских, взводных мероприятий происходит увеличение социальной активности родителей. Для развития учащихся на основе свободного выбора видов деятельности в лицее предусмотрено и дополнительное образование уланов (табл. № 4). Целью работы кружков и секций в лицее является: формирование познавательных интересов, интеллектуальных возможностей, эстетических потребностей, пропаганда ЗОЖ и популяризация различных видов спорта, формирование гражданского самосознания, любви и интереса к культуре Отечества.

Работа блока ДО идет в 4 направлениях: художественно-эстетическое (кружок юных акынов «Таст?лек», театр-студия «Жас ?ыран», вокальная студия «Болаша?», музыкальный класс (игра на домбре), спортивная деятельность (волейбол, баскетбол, биатлон, ?аза?ша к?рес), военно-патриотическое воспитание (Школа будущего командира, кружок «Жас Мерген», военно-исторический кружок, кружок «Юный спасатель»), интеллектуально-познавательное направление (дебатный клуб, «Экология»).

Совершенно особое место в воспитательной системе лицея занимает 10-ти дневные лагерные сборы для уланов 10-х классов, которые являются интегративной формой воздействия на детей и взрослых, позволяющей в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности. Полевые сборы проводятся с целью закрепления теоретических знаний, приобретения начальных навыков по тактической строевой подготовке и военной топографии. Завершаются сборы боевой стрельбой из АК-74, пистолета «Марголина» и 25-ти километровым марш-броском.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное систематическое воздействие на сознание и психику воспитанников лицея «Жас Улан» в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представление, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения. В связи с этим был составлен план работы по профилактике правонарушений, создан совет по профилактике, регулярно проводятся беседы, лектории с личным составом офицерами-воспитателями, социальным педагогом, заместителем Начальника по ВР по профилактике вредных привычек и наркомании. Имеется также план совместной работы, утвержденный Начальником Затонского ОП м-ром Сапаковым Е.О и начальником лицея «Жас Улан» п-ком Окасовым К.Б, в соответствии с которым регулярно проводятся встречи с представителями ПДН, работниками следственного, уголовного отделов. С личным составом старших классов проводятся беседы с представителями военного суда г. Семей.

Офицеры-воспитатели лицея участвуют в рейдах в рамках операции «Подросток», «Всеобуч», «Улица», «Ребенок в ночном городе» и т.д.

Также с 2009 года в лицее создана социально-психологическая служба, цель которой сформировать у уланов навыки общения (которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде, помочь педагогу и ребенку, ребенку и родителям, родителям и педагогам найти взаимопонимание.

Работа социальной службы ведется по 7 направлениям:

  1. С целью выявления социальных личностных проблем детей всех возрастов составляется социальный паспорт лицея, с указанием списков уланов по взводам.
  2. С целью выявления и поддержки учащихся, нуждающихся в опеке, попечительстве составляется список, и заводятся личные дела на детей, находящихся под опекой и попечительством.
  3. Ежегодно создается банк данных по полным, неполным семьям, семьям с приемными детьми.
  4. Регулярно проводится социально-педагогическое консультирование (индивидуальные консультации для уланов, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, помощь в профессиональном самоопределении, консультирование родителей и педагогов лицея по разрешению социально-педагогических проблем).
  5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация (проводится работа по раннему выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения).
  6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка (развитие взаимопонимания и взаимодействия между Учителем, Учащимися и Родителями)
  7. Организационно-методическая деятельность (участие в методических секциях и семинарах).

Благодаря умелой организации учебно-воспитательного процесса и военно-патриотической работы педколлектива, лицей «Жас Улан» приобрел особую значимость и сумел занять достойное место в системе образования. В 2009-2010 учебном году наш лицей вошел в 100 лучших школ Республики Казахстан и был награжден грамотой Министра образования РК Туймебаева Ж, по итогам 2010-2011 учебного года был награжден грамотой Акима области Сапарбаева Б.М. за вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, 2012 году личный состав уланов и педагогический коллектив лицея за активное участие в общественной жизни города и за пропаганду казахстанского патриотизма были отмечены благодарственным письмом Акима города Семей А. Каримова, а в декабре 2012 года коллектив лицея был отмечен денежной премией Акима ВКО «За вклад в реализацию Государственной молодежной политики».

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач современного казахстанского общества. Современные дети должны четко осознавать, что патриотизм — это серьезный нравственный принцип, характеризующий их собственное отношение к своей стране. И проявляться детский патриотизм должен не на словах, а вполне конкретным образом — через действия и поступки, через сложный комплекс чувств, именуемый любовью к Родине.