ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ руководителя историко-краеведческого музея Специализированной мужской школы-лицея-интерната «Жас Улан» им. Ш. Уалиханова для одаренных детей Управления образования Восточно-Казахстанской области

  1. Общие положения 

1.1. Настоящая должностная инструкция составлена в соответствии с Кодексом законов о труде Республики Казахстан, Уставом КГУ «Специализированная мужская школа-лицей-интернат «Жас Улан» им. Ш. Уалиханова для одаренных детей» Управления образования Восточно-Казахстанской области, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников указанного государственного образовательного учреждения.

1.2. Руководитель школьного музея назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом начальника школы-лицея «Жас Улан» в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о труде и утвержденным штатным расписанием.

1.3. Руководитель школьного музея подчиняется непосредственно заместителю директора образовательного учреждения по воспитательной работе и дополнительному образованию и координирует деятельность Совета школьного музея.

1.4. Деятельность школьного музея осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами РК «Об образовании», «О культуре» и «Об охране и использовании историко-культурного наследия», нормативными актами и инструктивно-методическими документами Министерства культуры и информации, Министерства образования и науки РК и настоящим Положением, а в части учета и хранения фондов – Правилами формирования и содержания музейного фонда Республики Казахстан. 

  1. Квалификационные требования 

2.1. Руководитель музея должен иметь среднее специальное или высшее  образование, обладать опытом работы, выполнять качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

2.2. Руководитель музея должен знать:

— основы общего музееведения и музейной педагогики, теорию и практику музейного дела в образовательном учреждении;

— основы педагогики и педагогической психологии, социологии, теории управления;

— специфику развития интересов и потребностей обучающихся, технологию стимулирования их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых талантов;

— содержание, методику и организацию научно-исследовательской, поисково-собирательской, туристско-краеведческой деятельности и экскурсионной работы;

— программы занятий детских объединений по профилю музея и музейному делу;

— нормативные документы в рамках компетенции;

— методику работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения музейными средствами;

— основные положения Кодекса о труде Республики Казахстан, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— знать и соблюдать нормы служебной этики.

2.3. Руководитель музея должен постоянно заботиться о повышении своего профессионального уровня, а также содействовать развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, их успешной социализации. 

  1. Должностные обязанности

3.1. Руководитель музея непосредственно отвечает за все направления музейной деятельности в школе-лицее «Жас Улан».

3.2. Основным направлением работы руководителя музея является воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение учащихся к cохранению и творческому освоению историко-культурного и природного наследия.

3.3. Руководитель музея обязан:

— осуществлять руководство деятельностью музейного актива, организованного из числа учащихся, педагогов, родителей, ветеранов, профильных специалистов и жителей микрорайона;

— организовать обучение детского актива основам музейного дела, руководить проектно-исследовательскими работами по профилю музея, в том числе по  созданию экспозиций и выставок;

— совместно с Советом музея школы-лицея разрабатывать концепцию развития музея по основным направлениям его деятельности: комплектование фондов, экспозиционно-выставочная, образовательно-воспитательная и научно-исследовательская работа, а также текущий и перспективный планы, образовательные  программы подготовки музейного актива, определять режим работы и правила внутреннего распорядка музея;

— организовать фондовую, поисково-собирательскую, проектно-исследовательскую и образовательно-воспитательную работу;

— проводить консультации педагогического коллектива по проблемам использования историко-культурного и природного наследия в основном и дополнительном образовании;

— организовывать постоянное пополнение, учет и хранение музейного фонда, а также материально-технических средств, обеспечивающих деятельность музея;

— проводить совместно с заместителем директора образовательного учреждения по воспитательной работе и дополнительному образованию различные мероприятия на основе использования памятников истории и культуры, хранящихся как в своём, так и других музеях города;

— организовывать на базе музея работу клубов, кружков, секций и других детских объединений;

— изучать, использовать и распространять передовой опыт культурно-воспитательной работы с учащимися;

— совместно с учителями истории и краеведения заниматься созданием стационарных и передвижных тематических выставок в соответствии с профилем музея в образовательном учреждении и за его пределами;

— разрабатывать и вносить на утверждение администрации планы образовательного учреждения по оснащению музея современными материальными и техническими средствами;

— организовывать и принимать участие в различных мероприятиях, связанных с музейной работой и привлекать к участию в них активистов музея;

— контролировать ведение вести журнал регистрации проведенных экскурсий, посещений музея и другую отчетную документацию;

— сдавать директору образовательного учреждения и его заместителю по воспитательной работе и дополнительному образованию отчетную документацию установленного образца;

— участвовать в работе педагогических советов, окружных и городских совещаний, семинаров, конференций по музейной работе;

— осуществлять связь с общественностью, с учреждениями культуры, государственными и другими музеями, местными органами управления.

  1. Полномочия и права руководителя музея

4.1. Для выполнения своих должностных обязанностей руководителю школьного музея предоставляется право:

— принимать участие в разработке и проведении культурно-воспитательных мероприятий в школе-лицее;

— вносить предложения администрации школы-лицея по совершенствованию работы школьного музея;

— повышать свою квалификацию и общеобразовательный уровень, осуществлять научно-исследовательскую работу;

— на защиту профессиональной чести и достоинства личности.

4.2. Иные права руководителя музея определены трудовым законодательством Республики Казахстан.

  1. Ответственность руководителя музея

5.1. Руководитель музея в установленном законодательном порядке несет ответственность:

— за сохранность музейных фондов (в порядке внутреннего делегирования прав и ответственности руководителя школы-лицея, оформленного соответствующим приказом);

— за сохранность материальных ценностей из числа оборудования, мебели и технических средств, находящихся в музее,

— за качественную реализацию образовательных и воспитательных программ, реализуемых на базе школьного музея,

— за жизнь и здоровье воспитанников и педагогов во время образовательно-воспитательных мероприятий.

5.2. В пределах своей компетенции руководитель музея отвечает за:

— выполнение своих должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией;

— исполнение распоряжений и указаний (поручений) начальника школы-лицея и его заместителя по воспитательной работе, отданных в пределах их полномочий;

— проведение мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения на основе охраны и активного освоения историко-культурного и природного наследия;

— за соблюдение установленных для работников школы-лицея Правил внутреннего трудового распорядка.

5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей на руководителя музея могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные законами о труде Республики Казахстан