Краеведение в педагогической деятельности лицея

КРАЕВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ “ЖАС УЛАН”

Народ, утративший историческую память, проявляющий равнодушие к достижениям и деяниями своих предков, лишен духовной силы, без которой невозможно дальнейшее развитие его культуры, идеологии и экономики, укрепление политического положения. Признаками этнической деградации выступают забвение большей частью народа национальных традиций и родного языка, изменение под внешним влиянием своего менталитета и подверженность процессам ассимиляции. Численность слабеющего этноса будет неизбежно сокращаться, и со временем ему суждено исчезнуть с лица земли.

История знает немало примеров, когда в силу объективных причин многие народы, их культура и языки уходили в небытие. Хотя эти процессы обусловлены самим ходом развития человеческого общества, растворение какого-либо этноса среди других народов, исчезновение той или иной национальной культуры приводит к изменению этнографической картины мира, которая постепенно теряет элементы многообразия.

Следует сказать, что для современной цивилизации в условиях усиления процессов глобализации все более характерным становится принцип унификации в духовной сфере. Молодежь, мало знакомую с национальной культурой, можно уподобить растениям со слабыми корнями. Она легко подпадает под влияние средств массовой информации и современной популярной культуры, пропагандирующих идеи и ценности, чуждые интересам нашего общества.

Существует угроза искажения и даже потери выработанных в течение тысячелетий нравственных ориентиров и внедрения в сознание некоторой части подрастающего поколения идеи привлекательности гедонизма, убежденности в приоритете материальных благ перед духовностью и представлений о допустимости противоестественных моделей поведения в сексуальной сфере.

Подобно тому, как из маленького семени, благодаря питательным веществам, влаге и солнечной энергии, произрастает большое дерево, укрепляющее почву, дающую тень в знойные дни и украшающее своим видом местность, нравственность и патриотизм любого человека рождается из малого – из эмоциональной привязанности и любви ребенка к своей матери, которая родила и заботилась о нем.

Затем возникает уважение к отцу, воспитавшему его; ребенок осознает свою близость к семье и родственникам. У него появляются друзья и товарищи; чаще всего это дети, живущие по соседству. Он усваивает социальные нормы поведения, начинает понимать, что такое долг, дружба, добро, хотя порой вынужден сталкиваться с негативными явлениями в межличностных, межнациональных, межконфессиональных и иных отношениях, возникающих в обществе. Выпускник общеобразовательной школы с благодарностью вспоминает своих учителей, давших ему многие знания.

Переехав с целью дальнейшей учебы или на жительство в другой населенный пункт, человек не забывает свою малую родину – город или село, где прошли годы его детства и юности. Он понимает, что местность, где вырос или живет, представляет лишь часть страны – его большой Родины. Однако чувство любви к родному народу и гордость за свою страну не возникают спонтанно, они воспитываются в семье, школе и обществе.

В целях патриотического воспитания подрастающего поколения, которое в недалеком будущем примет участие в созидательной деятельности и обеспечит процветание отчизны, необходимо пропагандировать не только достижения и ценности общечеловеческой цивилизации, но и национальную культуру. Следует использовать все возможности для стимулирования интереса у детей и молодежи к истории, экономике и природе родного края и нашей страны. Помимо основной цели – расширение кругозора, полученные знания будут способствовать возникновению у них чувства сопричастности к судьбе всего народа, гордости за славное прошлое отечества и стремления к труду на благо общества.

Одной из основных задач, решаемых педагогическим коллективом Специализированной школы-лицея “Жас Улан”, является воспитание учащихся в духе казахстанского патриотизма на примерах славного прошлого казахского народа, путем ознакомления их с местными историческими, архитектурными и археологическими памятниками, природными достопримечательностями, видами ландшафта, флорой и фауной нашего региона. Несомненно, что в результате участия в краеведческой деятельности учащиеся овладевают определенным объемом новых знаний, через ощущение причастности к общему делу у них воспитывается чувство коллективизма.

Школа-лицей “Жас Улан” поддерживается связь с кафедрой истории Семипалатинского государственного университета им. Шакарима. В 2013 г. двое учащихся лицея Ахметов А. и Таурбаев Д. были включены в состав студенческого археологического отряда и приняли участие в экспедиции, проводившей раскопку аварийного памятника близ села Лай-булак в Урджарском районе ВКО. Археологами было вскрыто захоронение так называемой “Урджарской принцессы”. По результатам работы экспедиции уланом Таурбаевым Д. были подготовлены электронная презентация и доклад, прочитанный им на городской конференции школьников.
В нашем учебном заведении создан краеведческий кружок “Кайдак”. Он входит на правах коллективного члена в клуб “Жер-Су”, организованный при Областном историко-краеведческом музее. Вовлечение детей и учащейся молодежи в деятельность по изучению исторического наследия, знакомство с культурными традициями, исследование историко-археологических памятников региона определены важными задачами упомянутого клуба. Уланы лицея принимают активное участие в ученических конференциях и мероприятиях “Ночь в музее”, проводимых сотрудниками упомянутого музея.

Налажено взаимодействие кружка с краеведческим обществом “Прииртышье”, занимающимся изучением истории города Семей, поиском и исследованием археологических памятников, расположенных в нашем регионе.

UlanyDelbegetejPetroglify

Уланы у скалы с петроглифической композицией. Горный массив Дельбегетей, Жарминский район, ВКО

Наш край богат историческим прошлым. Здесь жили древние охотники и земледельцы, скотоводы и металлурги, ремесленники и воины. Демографические процессы, исторические причины и природные факторы способствовали тому, что на протяжении тысячелетий племена номадов уходили отсюда в далекие страны – на восток, юг и запад, нередко создавали на чужбине новые государства.

Например, в западной синологии было высказано обоснованное предположение о том, что одомашненная лошадь, колесница, культ неба, бронзолитейное дело и многое другое появилось в Древнем Китае с приходом с запада на территорию обитания земледельцев долины реки Хуанхэ прототюркских скотоводческих племен, создавших здесь могущественную державу Чжоу. Если обратимся к словарю китайского языка, то обнаружим в нем немалое число лексических заимствований, свидетельствующих о культурном влиянии тюркских этносов на местное население. Обитавшие в Европе скотоводческие племена прототюрков были известны под именами киммерийцев и скифов.

Сюжеты и образы, отраженные в наскальных рисунках-петроглифах Восточного Казахстана, Южной Сибири и сохранившиеся в фольклоре народов Алтая в виде астральных преданий (мифов о происхождении звезд и созвездий), можно найти в устном творчестве многих народов евразийского континента.

Наиболее популярными оказались следующие образы: небесного охотника, поразившего одной стрелой трех зверей и превратившегося в мифологии разных народов в бога-громовержца; лося, несущего на своих ветвистых рогах Солнце (его фольклорный вариант: олень с золотыми рогами); Полярной звезды, представляемой в виде небесного кола-коновязи; семи братьев-разбойников, которых видели в ярких звездах Большой Медведицы; крылатых дев Плеяд и т.д.

Наши предки давно освоили многие регионы Евразии, создали и на протяжении тысячелетий развивали тюркскую культуру. Оставленное ими богатое наследие должно быть нами сохранено, и передано потомкам. Например, в Восточном Казахстане имеется немало мест, где обнаружены материальные свидетельства эволюции культуры людей, живших здесь начиная с каменного века до новых времен: следы древних и более поздних поселений, наскальные рисунки, каменные изваяния, некрополи, медные и оловянные копи, каменные орудия труда, фрагменты керамической посуды и т.д.

Действенной формой работы кружка предстают краеведческие выезды учащихся в места расположения археологических памятников, ландшафтных зон, отличающихся красотой пейзажа и богатством растительного мира, урочищ с замечательным рельефом местности и природными объектами, с которыми связаны народные поверья и легенды. Следовательно, каждая экскурсия учащихся за пределы города может включать историко-археологический, орографический, зоологический, ботанический, топонимический и этнографически компоненты.

Педагогами школы-лицея “Жас Улан был подготовлен проект ”Концепция организации и развития археологического туризма в Семейском регионе” в форме электронной презентации, включающей 60 слайдов; разработаны три маршрута: дельбегетейский, кокентауский и архатский. Указанному проекту было присуждено первое место на республиканском фестивале «Роль музея в формировании национальных ценностей молодого поколения», проведенного в феврале 2013 г.

Одним из замечательных мест в историко-археологическом, природно-ландшафтном, биологическом, географическом и геологическом аспектах предстает Дельбегетейский гранитный массив. На скалах невысоких гор, расположенных по обе стороны узкой вытянутой долины, по которой проложена проселочная дорога из деревеньки Аскаралы в село Малая Карасу, сохранились древние петроглифы.

PetroglifyDelbegetejИзображение антропоморфного существа и животных. Дельбегетейские горы. Местность близ села Малая Карасу, Жарминский район, ВКО

Svastiki

 

Три свастики – иллюстрация к древней солярной легенде о трех солнцах, светивших над землей в мифические времена. Дельбегетейские горы, Жарминский район, ВКО

Полевые исследования, проведенные в течении пяти лет (2005–2009) казахско-германской экспедицией в горном массиве Дельгебетей, позволили исследователям получить богатый археологический материал, проливающий свет на проблемы горного дела и металлургии эпохи бронзы в центрально-азиатском регионе.
На поселении Мастаубай, расположенном в долине между горными грядами, археологи обнаружили сооруженный из плит гранита фундамент прямоугольной жилой конструкции, раскопали и исследовали часть древнего некрополя, очистили касситеритовые шахты эпохи бронзы. На горных разработках исследователи нашли свыше 500 каменных молотов – орудий труда рудокопов андроновской культуры.

Сотрудники Музея горного дела в г. Бохум (ФРГ) выяснили, что олово дельбегетейского происхождения в древности экспортировалось в разные страны, вплоть до Анатолии (Малой Азии). Достаточно редкий металл использовался для выплавки бронзы – прочного соединения, из которого изготавливали оружие, орудия труда и иные предметы.

Осенью 2012 г. учащиеся Специализированной школы-лицея-интерната “Жас Улан” посетили Дельбегетейский массив. Здесь они увидели наскальные рисунки, могильные курганы, оленный камень, следы старых поселений, археологический комплекс эпохи бронзы “Мастаубай” (фундамент жилища – некрополь – оловянная шахта) и изумрудные копи. Целью этой экскурсии было стимулирование интереса учащихся к истории, культуре и природе родного края, воспитание у уланов чувства патриотизма, гордости за свой народ и бережного отношения к природе.

Посещение предгорий и горных долин, где чаще всего сохраняются следы древних культур, передвижение по холмам и склонам гор, любование красотами природы, оказывает благотворное влияние на физическое и эмоциональное состояние детей. Самостоятельно находя наскальные рисунки, они испытывают радость открытия нового для себя.

UlanyDelbegetejNekrovol

Уланы на некрополе, расположенном близ следов поселения эпохи бронзы – памятника андроновской культуры. Дельбегетейские горы, Жарминский район, ВКО

Еще один познавательный для учащихся маршрут “Семей–Жидебай” ведет к мемориальному комплексу, расположенному в Абайском районе, недалеко от села Караул. На своем пути экскурсанты увидят находящуюся на вершине холма могилу Кушикбай-батыра, над которой недавно воздвигнута мемориальная конструкция. С левой стороны от автомобильной дороги есть родник студеной воды, неподалеку на площадке расположена кумысхана.

В нескольких километрах от автомобильной дороги Семей – Караул расположено небольшое село Борли. Здесь построен мавзолей с находящимися внутри могилами родителей Мухтара Ауэзова и создан музей писателя. Проезжающим по автомобильной дороге видна установленная в степи гранитная плита, которая указывает на место рождения поэта Абай. Этот памятный знак находится близ родника Сырт Каска-булак. Недалеко от автотрассы возвышается надгробный памятник, возведенный над захоронением легендарных влюбленных Енлик и Кебек. Доехав до перекрестка дорог, можно свернуть направо и проехать в урочище с гротом близ вершины горы, где они скрывались от недоброжелательных глаз.

Комплекс “Жидебай” состоит из дома-музея казахского поэта Абая Кунанбаева, нескольких захоронений его родственников и величественного архитектурного сооружения, где покоится прах Абая и Шакарима Кудайбердиева. Сюда приезжает немало людей, в том числе учащиеся учебных заведений города Семей и сельских районов Восточно-Казахстанской области. Недалеко от урочища Жидебай расположен еще один мемориальный комплекс, посвященный памяти известного в прошлом человека по имени Кенгирбай-ата.
От упомянутого перекрестка есть возможность проехать через село Орда в одно из ущелий одноименного горного массива, где были обнаружены древние наскальные рисунки, в т.ч. изображение колесницы бронзового века и сцены рукопашного боя.

KolesnitsaOrdatau

Изображение колесницы. Эпоха бронзы. Горы Орда, Абайский район, ВКО

Orda-tau.-Dikie-barany

Фигуры диких животных. Горы Орда, Абайский район, ВКО

В районе Архатского горного массива расположены село Архат и несколько крестьянских хозяйств. Широкая горная долина, лежащая между древними горами именуется Кен-дара. В ущелье Мын-жылкы, букв. ‘Тысяча лошадей’, по преданиям, во время нападения врагов, местные жители могли загнать и спрятать большой табун лошадей.

С северо-западной стороны массива находится урочище Копа, где однажды проходил съезд волостных управителей, решавших земельные вопросы. Сохранилось предание о том, что здесь, поднявшись на массивную каменную трибуну, выступал с речью перед упомянутой публикой знаменитый поэт Абай.
Дорога, огибающая Архатские горы с северной стороны, ведет к месту, с которого хорошо видна вершина, именуемая местными жителями Уш-келиншек, т.е. ‘Три невестки’, – среди скал видны три зубца, напоминающие фигуры стоящих рядом людей. В этой же стороне находится интересный природный объект Кюйме-тас, букв. ‘Повозка-камень’, имеющий вид гигантского параллелепипеда, лежащего на вершине горы.

Следует отметить, что в горах Хакассии есть огромный камень с похожим названием Киме-тас ‘Лодка-камень’, на поверхности которой сохранились рисунки, созданные в начале III тыс. до н.э.

В небольшом живописном ущелье, по которому течет ручей талых вод, находится еще один уникальный природный объект – водопад Уш-казан ‘Три котла’, ниже которого, у начала небольшого ущелья, находится священный грот – Аулие-тас. Другой водопад вешних вод расположен недалеко от вершины Жылтыр-тас ‘Сверкающие камни’.

UshKazan

Водопад “Три котла”. Архатские горный массив, Абайский район, ВКО

В нескольких километрах на север от горного массива среди холмов относительно недавно местным жителем была обнаружена небольшая галерея петроглифов, изображающих животных. Древние рисунки нанесены на поверхность камней, и судя по их состоянию, они весьма архаичны.

Единственной местностью, где краеведы Семейского общества “Прииртышье” обнаружили наскальные рисунки, выполненные красной охрой, оказался Кокентауский горный массив. В десяти небольших гротах, расположенных близ зимовки “Красная юрта” (Кызыл отау), с давних времен сохранились изображения духов, животных и ритуальных сооружений.

В горных долинах, расположенных к северо-востоку от величественной трехглавой горы Уш-айыр, букв. ‘Разделенная на три (вершины)’, обнаружены древнетюркские курганы с четырьмя намогильными изваяниями, фундаменты прежних строений, могильники, каменные орудия труда, множество кремневых отщепов, несколько фрагментов древней керамической посуды, обломки чугунных котлов и другие материальные следы обитания людей в этих живописных местах.

IzvayanieKokentau

Надгробное изваяние перед разграбленным курганом. Кокентауский горный массив

Koken-tau.-Antropomorfnye-figury-2Наскальные рисунки на своде первого грота. Петроглифы Кокентау

ZHilishheKokentau

Следы древнего поселения. Кокентауский горный массив

Упомянутые археологические памятники еще не стали достоянием отечественной науки, поэтому их необходимо тщательно изучить и описать. Исходя из этих соображений, в ноябре текущего года сотрудник школы-лицея “Жас Улан”, командированный в город Астана для участия в международной научной конференции, посетил Международную тюркскую академию. С руководством этого научного учреждения было заключено соглашение о подготовке краеведами города Семей проекта по изучению археологических памятников Дельбегетейского, Кокентауского и Архатского горных массивов.

Предполагается привлечение к изучению указанных археологических комплексов сотрудников Международной тюркской академии, преподавателей кафедры истории Семипалатинского государственного университета им. Шакарима, членов краеведческого общества “Прииртышье”, учащихся школы-лицея “Жас Улан” и других учебных заведений города Семей.

Педагогические коллективы, учащиеся и другие заинтересованные лицами имеют возможность создавать небольшие музеи в школах. Участие в сборе предметов музейного значения, пополнении фондов школьного музея имеет большое воспитательное значение, пробуждает интерес детей и подростков через знакомство с историей отдельных предметов к определенным историческим эпохам, а затем к связанным с ними этапами развития материальной и духовной культуры.

Помимо музея истории школы-лицея “Жас Улан” и зала истории военного дела, которые находятся в стадии оформления экспозиций, руководством лицея “Жас Улан” было принято решение о создании школьного краеведческого музея, целью которого является содействие педагогическому коллективу в достижении оптимальных результатов учебно-воспитательной деятельности путем использования возможностей музейной педагогики. Преподаватели, офицеры-воспитатели и уланы передали в фонд создаваемого музея предметы старого быта, образцы военного снаряжения, документы и фотографии фронтовиков.

Для школьного музея были определены следующие педагогические задачи:

— расширение кругозора учащихся-уланов, развитие у них познавательных интересов и способностей, формирование у школьников исследовательских навыков и основ научного мышления, умения анализировать и делать аргументированные выводы, писать научные доклады, рефераты и статьи, готовить презентации и видеоролики;
— привитие интереса к духовной культуре разных народов через изучение обы¬чаев, обрядов, праздников, знакомство с национальным художественным творчеством и произведениями этнического искусства;
— знакомство детей с элементами материальной культуры народов Казахстана и сопредельных территорий, включаю¬щей в себя информацию о жилище, предметах быта, орудиях труда, одежде, национальных блюдах;
— стимулирование социальной активности и творческой инициативы в процессе сбора, исследования, оформления и презентации предметов материальной и духовной культуры; воспитание свободной творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире;
— экологическое воспитание и укрепление физического состояния учащихся через привлечение их к участию в археологических экспедициях, экскурсиях и краеведческих поисково-исследовательских выездах в регионы Семейского Прииртышья;
— сотрудничество с краеведами, высшими учебными заведениями, музеями, архивом, библиотеками и т.д.

Современная педагогика располагает немалым арсеналом эффективных форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Среди которых можно выделить следующие формы: уроки краеведения, археолого-туристические экскурсии, археологические экспедиции, сбор и изучение предметов старины, подготовка докладов и презентаций, участие в научных конференциях.

Педагогический коллектив школы-лицея “Жас Улан” не ограничивается использованием имеющегося опыта в организации и осуществлении учебно-воспитательной деятельности в указанном направлении, но постоянно стремится расширить возможности культурно-образовательного процесса, обладая соответствующим потенциалом.