КРАЕВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ “ЖАС УЛАН”
Народ, утративший историческую память, проявляющий равнодушие к достижениям и деяниями своих предков, лишен духовной силы, без которой невозможно дальнейшее развитие его культуры, идеологии и экономики, укрепление политического положения. Признаками этнической деградации выступают забвение большей частью народа национальных традиций и родного языка, изменение под внешним влиянием своего менталитета и подверженность процессам ассимиляции. Численность слабеющего этноса будет неизбежно сокращаться, и со временем ему суждено исчезнуть с лица земли.
История знает немало примеров, когда в силу объективных причин многие народы, их культура и языки уходили в небытие. Хотя эти процессы обусловлены самим ходом развития человеческого общества, растворение какого-либо этноса среди других народов, исчезновение той или иной национальной культуры приводит к изменению этнографической картины мира, которая постепенно теряет элементы многообразия.
Следует сказать, что для современной цивилизации в условиях усиления процессов глобализации все более характерным становится принцип унификации в духовной сфере. Молодежь, мало знакомую с национальной культурой, можно уподобить растениям со слабыми корнями. Она легко подпадает под влияние средств массовой информации и современной популярной культуры, пропагандирующих идеи и ценности, чуждые интересам нашего общества.
Существует угроза искажения и даже потери выработанных в течение тысячелетий нравственных ориентиров и внедрения в сознание некоторой части подрастающего поколения идеи привлекательности гедонизма, убежденности в приоритете материальных благ перед духовностью и представлений о допустимости противоестественных моделей поведения в сексуальной сфере.
Подобно тому, как из маленького семени, благодаря питательным веществам, влаге и солнечной энергии, произрастает большое дерево, укрепляющее почву, дающую тень в знойные дни и украшающее своим видом местность, нравственность и патриотизм любого человека рождается из малого – из эмоциональной привязанности и любви ребенка к своей матери, которая родила и заботилась о нем.
Затем возникает уважение к отцу, воспитавшему его; ребенок осознает свою близость к семье и родственникам. У него появляются друзья и товарищи; чаще всего это дети, живущие по соседству. Он усваивает социальные нормы поведения, начинает понимать, что такое долг, дружба, добро, хотя порой вынужден сталкиваться с негативными явлениями в межличностных, межнациональных, межконфессиональных и иных отношениях, возникающих в обществе. Выпускник общеобразовательной школы с благодарностью вспоминает своих учителей, давших ему многие знания.
Переехав с целью дальнейшей учебы или на жительство в другой населенный пункт, человек не забывает свою малую родину – город или село, где прошли годы его детства и юности. Он понимает, что местность, где вырос или живет, представляет лишь часть страны – его большой Родины. Однако чувство любви к родному народу и гордость за свою страну не возникают спонтанно, они воспитываются в семье, школе и обществе.
В целях патриотического воспитания подрастающего поколения, которое в недалеком будущем примет участие в созидательной деятельности и обеспечит процветание отчизны, необходимо пропагандировать не только достижения и ценности общечеловеческой цивилизации, но и национальную культуру. Следует использовать все возможности для стимулирования интереса у детей и молодежи к истории, экономике и природе родного края и нашей страны. Помимо основной цели – расширение кругозора, полученные знания будут способствовать возникновению у них чувства сопричастности к судьбе всего народа, гордости за славное прошлое отечества и стремления к труду на благо общества.
Одной из основных задач, решаемых педагогическим коллективом Специализированной школы-лицея “Жас Улан”, является воспитание учащихся в духе казахстанского патриотизма на примерах славного прошлого казахского народа, путем ознакомления их с местными историческими, архитектурными и археологическими памятниками, природными достопримечательностями, видами ландшафта, флорой и фауной нашего региона. Несомненно, что в результате участия в краеведческой деятельности учащиеся овладевают определенным объемом новых знаний, через ощущение причастности к общему делу у них воспитывается чувство коллективизма.
Школа-лицей “Жас Улан” поддерживается связь с кафедрой истории Семипалатинского государственного университета им. Шакарима. В 2013 г. двое учащихся лицея Ахметов А. и Таурбаев Д. были включены в состав студенческого археологического отряда и приняли участие в экспедиции, проводившей раскопку аварийного памятника близ села Лай-булак в Урджарском районе ВКО. Археологами было вскрыто захоронение так называемой “Урджарской принцессы”. По результатам работы экспедиции уланом Таурбаевым Д. были подготовлены электронная презентация и доклад, прочитанный им на городской конференции школьников.
В нашем учебном заведении создан краеведческий кружок “Кайдак”. Он входит на правах коллективного члена в клуб “Жер-Су”, организованный при Областном историко-краеведческом музее. Вовлечение детей и учащейся молодежи в деятельность по изучению исторического наследия, знакомство с культурными традициями, исследование историко-археологических памятников региона определены важными задачами упомянутого клуба. Уланы лицея принимают активное участие в ученических конференциях и мероприятиях “Ночь в музее”, проводимых сотрудниками упомянутого музея.
Налажено взаимодействие кружка с краеведческим обществом “Прииртышье”, занимающимся изучением истории города Семей, поиском и исследованием археологических памятников, расположенных в нашем регионе.
Уланы у скалы с петроглифической композицией. Горный массив Дельбегетей, Жарминский район, ВКО
Наш край богат историческим прошлым. Здесь жили древние охотники и земледельцы, скотоводы и металлурги, ремесленники и воины. Демографические процессы, исторические причины и природные факторы способствовали тому, что на протяжении тысячелетий племена номадов уходили отсюда в далекие страны – на восток, юг и запад, нередко создавали на чужбине новые государства.
Например, в западной синологии было высказано обоснованное предположение о том, что одомашненная лошадь, колесница, культ неба, бронзолитейное дело и многое другое появилось в Древнем Китае с приходом с запада на территорию обитания земледельцев долины реки Хуанхэ прототюркских скотоводческих племен, создавших здесь могущественную державу Чжоу. Если обратимся к словарю китайского языка, то обнаружим в нем немалое число лексических заимствований, свидетельствующих о культурном влиянии тюркских этносов на местное население. Обитавшие в Европе скотоводческие племена прототюрков были известны под именами киммерийцев и скифов.
Сюжеты и образы, отраженные в наскальных рисунках-петроглифах Восточного Казахстана, Южной Сибири и сохранившиеся в фольклоре народов Алтая в виде астральных преданий (мифов о происхождении звезд и созвездий), можно найти в устном творчестве многих народов евразийского континента.
Наиболее популярными оказались следующие образы: небесного охотника, поразившего одной стрелой трех зверей и превратившегося в мифологии разных народов в бога-громовержца; лося, несущего на своих ветвистых рогах Солнце (его фольклорный вариант: олень с золотыми рогами); Полярной звезды, представляемой в виде небесного кола-коновязи; семи братьев-разбойников, которых видели в ярких звездах Большой Медведицы; крылатых дев Плеяд и т.д.
Наши предки давно освоили многие регионы Евразии, создали и на протяжении тысячелетий развивали тюркскую культуру. Оставленное ими богатое наследие должно быть нами сохранено, и передано потомкам. Например, в Восточном Казахстане имеется немало мест, где обнаружены материальные свидетельства эволюции культуры людей, живших здесь начиная с каменного века до новых времен: следы древних и более поздних поселений, наскальные рисунки, каменные изваяния, некрополи, медные и оловянные копи, каменные орудия труда, фрагменты керамической посуды и т.д.
Действенной формой работы кружка предстают краеведческие выезды учащихся в места расположения археологических памятников, ландшафтных зон, отличающихся красотой пейзажа и богатством растительного мира, урочищ с замечательным рельефом местности и природными объектами, с которыми связаны народные поверья и легенды. Следовательно, каждая экскурсия учащихся за пределы города может включать историко-археологический, орографический, зоологический, ботанический, топонимический и этнографически компоненты.
Педагогами школы-лицея “Жас Улан был подготовлен проект ”Концепция организации и развития археологического туризма в Семейском регионе” в форме электронной презентации, включающей 60 слайдов; разработаны три маршрута: дельбегетейский, кокентауский и архатский. Указанному проекту было присуждено первое место на республиканском фестивале «Роль музея в формировании национальных ценностей молодого поколения», проведенного в феврале 2013 г.
Одним из замечательных мест в историко-археологическом, природно-ландшафтном, биологическом, географическом и геологическом аспектах предстает Дельбегетейский гранитный массив. На скалах невысоких гор, расположенных по обе стороны узкой вытянутой долины, по которой проложена проселочная дорога из деревеньки Аскаралы в село Малая Карасу, сохранились древние петроглифы.
Изображение антропоморфного существа и животных. Дельбегетейские горы. Местность близ села Малая Карасу, Жарминский район, ВКО
Три свастики – иллюстрация к древней солярной легенде о трех солнцах, светивших над землей в мифические времена. Дельбегетейские горы, Жарминский район, ВКО
Полевые исследования, проведенные в течении пяти лет (2005–2009) казахско-германской экспедицией в горном массиве Дельгебетей, позволили исследователям получить богатый археологический материал, проливающий свет на проблемы горного дела и металлургии эпохи бронзы в центрально-азиатском регионе.
На поселении Мастаубай, расположенном в долине между горными грядами, археологи обнаружили сооруженный из плит гранита фундамент прямоугольной жилой конструкции, раскопали и исследовали часть древнего некрополя, очистили касситеритовые шахты эпохи бронзы. На горных разработках исследователи нашли свыше 500 каменных молотов – орудий труда рудокопов андроновской культуры.
Сотрудники Музея горного дела в г. Бохум (ФРГ) выяснили, что олово дельбегетейского происхождения в древности экспортировалось в разные страны, вплоть до Анатолии (Малой Азии). Достаточно редкий металл использовался для выплавки бронзы – прочного соединения, из которого изготавливали оружие, орудия труда и иные предметы.
Осенью 2012 г. учащиеся Специализированной школы-лицея-интерната “Жас Улан” посетили Дельбегетейский массив. Здесь они увидели наскальные рисунки, могильные курганы, оленный камень, следы старых поселений, археологический комплекс эпохи бронзы “Мастаубай” (фундамент жилища – некрополь – оловянная шахта) и изумрудные копи. Целью этой экскурсии было стимулирование интереса учащихся к истории, культуре и природе родного края, воспитание у уланов чувства патриотизма, гордости за свой народ и бережного отношения к природе.
Посещение предгорий и горных долин, где чаще всего сохраняются следы древних культур, передвижение по холмам и склонам гор, любование красотами природы, оказывает благотворное влияние на физическое и эмоциональное состояние детей. Самостоятельно находя наскальные рисунки, они испытывают радость открытия нового для себя.
Уланы на некрополе, расположенном близ следов поселения эпохи бронзы – памятника андроновской культуры. Дельбегетейские горы, Жарминский район, ВКО
Еще один познавательный для учащихся маршрут “Семей–Жидебай” ведет к мемориальному комплексу, расположенному в Абайском районе, недалеко от села Караул. На своем пути экскурсанты увидят находящуюся на вершине холма могилу Кушикбай-батыра, над которой недавно воздвигнута мемориальная конструкция. С левой стороны от автомобильной дороги есть родник студеной воды, неподалеку на площадке расположена кумысхана.
В нескольких километрах от автомобильной дороги Семей – Караул расположено небольшое село Борли. Здесь построен мавзолей с находящимися внутри могилами родителей Мухтара Ауэзова и создан музей писателя. Проезжающим по автомобильной дороге видна установленная в степи гранитная плита, которая указывает на место рождения поэта Абай. Этот памятный знак находится близ родника Сырт Каска-булак. Недалеко от автотрассы возвышается надгробный памятник, возведенный над захоронением легендарных влюбленных Енлик и Кебек. Доехав до перекрестка дорог, можно свернуть направо и проехать в урочище с гротом близ вершины горы, где они скрывались от недоброжелательных глаз.
Комплекс “Жидебай” состоит из дома-музея казахского поэта Абая Кунанбаева, нескольких захоронений его родственников и величественного архитектурного сооружения, где покоится прах Абая и Шакарима Кудайбердиева. Сюда приезжает немало людей, в том числе учащиеся учебных заведений города Семей и сельских районов Восточно-Казахстанской области. Недалеко от урочища Жидебай расположен еще один мемориальный комплекс, посвященный памяти известного в прошлом человека по имени Кенгирбай-ата.
От упомянутого перекрестка есть возможность проехать через село Орда в одно из ущелий одноименного горного массива, где были обнаружены древние наскальные рисунки, в т.ч. изображение колесницы бронзового века и сцены рукопашного боя.
Изображение колесницы. Эпоха бронзы. Горы Орда, Абайский район, ВКО
Фигуры диких животных. Горы Орда, Абайский район, ВКО
В районе Архатского горного массива расположены село Архат и несколько крестьянских хозяйств. Широкая горная долина, лежащая между древними горами именуется Кен-дара. В ущелье Мын-жылкы, букв. ‘Тысяча лошадей’, по преданиям, во время нападения врагов, местные жители могли загнать и спрятать большой табун лошадей.
С северо-западной стороны массива находится урочище Копа, где однажды проходил съезд волостных управителей, решавших земельные вопросы. Сохранилось предание о том, что здесь, поднявшись на массивную каменную трибуну, выступал с речью перед упомянутой публикой знаменитый поэт Абай.
Дорога, огибающая Архатские горы с северной стороны, ведет к месту, с которого хорошо видна вершина, именуемая местными жителями Уш-келиншек, т.е. ‘Три невестки’, – среди скал видны три зубца, напоминающие фигуры стоящих рядом людей. В этой же стороне находится интересный природный объект Кюйме-тас, букв. ‘Повозка-камень’, имеющий вид гигантского параллелепипеда, лежащего на вершине горы.
Следует отметить, что в горах Хакассии есть огромный камень с похожим названием Киме-тас ‘Лодка-камень’, на поверхности которой сохранились рисунки, созданные в начале III тыс. до н.э.
В небольшом живописном ущелье, по которому течет ручей талых вод, находится еще один уникальный природный объект – водопад Уш-казан ‘Три котла’, ниже которого, у начала небольшого ущелья, находится священный грот – Аулие-тас. Другой водопад вешних вод расположен недалеко от вершины Жылтыр-тас ‘Сверкающие камни’.
Водопад “Три котла”. Архатские горный массив, Абайский район, ВКО
В нескольких километрах на север от горного массива среди холмов относительно недавно местным жителем была обнаружена небольшая галерея петроглифов, изображающих животных. Древние рисунки нанесены на поверхность камней, и судя по их состоянию, они весьма архаичны.
Единственной местностью, где краеведы Семейского общества “Прииртышье” обнаружили наскальные рисунки, выполненные красной охрой, оказался Кокентауский горный массив. В десяти небольших гротах, расположенных близ зимовки “Красная юрта” (Кызыл отау), с давних времен сохранились изображения духов, животных и ритуальных сооружений.
В горных долинах, расположенных к северо-востоку от величественной трехглавой горы Уш-айыр, букв. ‘Разделенная на три (вершины)’, обнаружены древнетюркские курганы с четырьмя намогильными изваяниями, фундаменты прежних строений, могильники, каменные орудия труда, множество кремневых отщепов, несколько фрагментов древней керамической посуды, обломки чугунных котлов и другие материальные следы обитания людей в этих живописных местах.
Надгробное изваяние перед разграбленным курганом. Кокентауский горный массив
Наскальные рисунки на своде первого грота. Петроглифы Кокентау
Следы древнего поселения. Кокентауский горный массив
Упомянутые археологические памятники еще не стали достоянием отечественной науки, поэтому их необходимо тщательно изучить и описать. Исходя из этих соображений, в ноябре текущего года сотрудник школы-лицея “Жас Улан”, командированный в город Астана для участия в международной научной конференции, посетил Международную тюркскую академию. С руководством этого научного учреждения было заключено соглашение о подготовке краеведами города Семей проекта по изучению археологических памятников Дельбегетейского, Кокентауского и Архатского горных массивов.
Предполагается привлечение к изучению указанных археологических комплексов сотрудников Международной тюркской академии, преподавателей кафедры истории Семипалатинского государственного университета им. Шакарима, членов краеведческого общества “Прииртышье”, учащихся школы-лицея “Жас Улан” и других учебных заведений города Семей.
Педагогические коллективы, учащиеся и другие заинтересованные лицами имеют возможность создавать небольшие музеи в школах. Участие в сборе предметов музейного значения, пополнении фондов школьного музея имеет большое воспитательное значение, пробуждает интерес детей и подростков через знакомство с историей отдельных предметов к определенным историческим эпохам, а затем к связанным с ними этапами развития материальной и духовной культуры.
Помимо музея истории школы-лицея “Жас Улан” и зала истории военного дела, которые находятся в стадии оформления экспозиций, руководством лицея “Жас Улан” было принято решение о создании школьного краеведческого музея, целью которого является содействие педагогическому коллективу в достижении оптимальных результатов учебно-воспитательной деятельности путем использования возможностей музейной педагогики. Преподаватели, офицеры-воспитатели и уланы передали в фонд создаваемого музея предметы старого быта, образцы военного снаряжения, документы и фотографии фронтовиков.
Для школьного музея были определены следующие педагогические задачи:
— расширение кругозора учащихся-уланов, развитие у них познавательных интересов и способностей, формирование у школьников исследовательских навыков и основ научного мышления, умения анализировать и делать аргументированные выводы, писать научные доклады, рефераты и статьи, готовить презентации и видеоролики;
— привитие интереса к духовной культуре разных народов через изучение обы¬чаев, обрядов, праздников, знакомство с национальным художественным творчеством и произведениями этнического искусства;
— знакомство детей с элементами материальной культуры народов Казахстана и сопредельных территорий, включаю¬щей в себя информацию о жилище, предметах быта, орудиях труда, одежде, национальных блюдах;
— стимулирование социальной активности и творческой инициативы в процессе сбора, исследования, оформления и презентации предметов материальной и духовной культуры; воспитание свободной творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире;
— экологическое воспитание и укрепление физического состояния учащихся через привлечение их к участию в археологических экспедициях, экскурсиях и краеведческих поисково-исследовательских выездах в регионы Семейского Прииртышья;
— сотрудничество с краеведами, высшими учебными заведениями, музеями, архивом, библиотеками и т.д.
Современная педагогика располагает немалым арсеналом эффективных форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Среди которых можно выделить следующие формы: уроки краеведения, археолого-туристические экскурсии, археологические экспедиции, сбор и изучение предметов старины, подготовка докладов и презентаций, участие в научных конференциях.
Педагогический коллектив школы-лицея “Жас Улан” не ограничивается использованием имеющегося опыта в организации и осуществлении учебно-воспитательной деятельности в указанном направлении, но постоянно стремится расширить возможности культурно-образовательного процесса, обладая соответствующим потенциалом.