Положение об историко-краеведческом музее лицея «Жас Улан»

1. Общие положения 

1.1. Школьный музей является структурным подразделением  Коммунального Государственного учреждения “Cпециализированная мужская школа-лицей-интернат “Жас Улан” им. Ш. Валиханова для одаренных детей”, созданным  для хранения, изучения и публичного представления музейных  предметов и музейных коллекций. Основу музея составляют экспозиции, построенные по тематическому принципу.

1.2. Школьный музей осуществляет свою работу в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами РК «Об образовании», «О культуре» и «Об охране и использовании историко-культурного наследия», нормативными актами и инструктивно-методическими документами Министерства культуры и информации, Министерства образования и науки РК и настоящим Положением, а в части учета и хранения фондов – Правилами формирования и содержания музейного фонда Республики Казахстан.

1.3. Школьный музей представляет собой тематически систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. Весь фонд музея должен быть исторически достоверным и иметь учебную и воспитательную значимость.

1.4. Лица, участвующие в деятельности музея, ведут научно-исследовательскую и поисково-собирательную работу, осуществляют экспонирование и пропаганду имеющихся  материалов в соответствии с образовательными задачами школы-лицея, тематически связывая соответствующую информацию с уроками по истории, краеведению, географии и другими формами учебно-воспитательного процесса.

1.5. Историко-краеведческий профиль и функции музея определяются учебно-воспитательными целью и задачами Специализированной мужской школы-лицея «Жас Улан».

1.6. Требования к оформлению музея: визуальная доступность, эстетическая привлекательность экспозиций, наглядность выставленных материалов, рациональность использования площади и полифункциональность музейного пространства.

2. Цель и задачи музея 

2.1.   Целью создания и функционирования школьного музея предстает содействие педагогическому коллективу школы-лицея в достижении позитивных результатов учебно-воспитательной деятельности путем использования возможностей музейной педагогики.

2.2. Задачи деятельности школьного музея заключаются:

— в формировании общечеловеческих, нравственных качеств у учащихся школы-лицея, знакомстве их с правилами общения между людьми, в воспитании у школьников уважительного отношения к окружающим, любви к отечеству, гордости за ее прошлое, стремления участвовать в созидательной общественно-полезной деятельности во имя родины;

— в расширении кругозора учащихся-уланов, развитии у них познавательных интересов и способностей, формировании у школьников исследовательских навыков и основ научного мышления, умения анализировать и делать аргументированные выводы, писать научные доклады, рефераты и статьи.

— в привитии интереса к духовной культуре разных народов через изучение обы­чаев, обрядов, праздников, знакомство с народным творчеством и произведениями искусства;

— в знакомстве детей с элементами материальной культуры народов Казахстана и сопредельных территорий, включаю­щей в себя информацию о жилище, предметах быта, орудиях труда, одежде, национальных блюдах;

— в стимулировании социальной активности и  творческой инициативы в процессе сбора, исследования, оформления и презентации предметов материальной и духовной культуры; воспитании свободной творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире;

— в экологическом воспитании и укреплении физического состояния учащихся через привлечение их к участию в археолого-туристических экскурсиях и краеведческих выездах в регионы Семейского Прииртышья;

— в сотрудничестве с краеведами, работниками различных музеев, архива, библиотек, фольклорными коллективами и т.д.

3. Основные понятия

3.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом практической деятельности, областью науки или искусства, а также с историей, интересами и задачами каждого конкретного образовательного учреждения.

Профиль музея может быть: краеведческим (природа, история и культура родного края), историческим (военно-историческим, археологическим, этнографическим, истории конкретного объекта или явления, школы, населенного пункта и др.), естественнонаучным (географическим, геологическим, зоологическим, ботаническим,  экологическим и др.), литературным,  художественным,  музыкальным,  театральным,  педагогическим,  культурологическим,  научно-техническим,  сельскохозяйственным,  спортивным,  мемориальным, детского творчества,  международных связей,   комплексным.

3.2. Комплектование музейных фондов — базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.

3.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

3.4. Предмет музейного значениядвижимый памятник природы, истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

3.5. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).

Учет, научное описание и хранение памятников истории и культуры в школьном музее, как и в государственном музее, преследует цели обеспе­чения юридической, научной и физической охраны музейных предметов, создание оптимальных условий для их разностороннего использования.

3.6. Обеспечение физической сохранности музейных предметов – создание оптимальных условий хранения и использования, свое­временной консервации и реставрации памятников истории и культуры.

3.7. Юридическая охрана музейных предметов – обязатель­ный учет памятников в документах учета, их шифровка и хранение в оп­ределенной системе, позволяющей соотносить музейные предметы с му­зейными документами учета и научного описания.
3.8. Научная охрана музейных предметов – научном опи­сание, преследующая цель выявить и зафиксировать сумму атрибутных и исторических сведений о каждом памятнике истории и культуры, т.е. вы­явить информационный потенциал музейного предмета.

3.9. Атрибуция музейного предмета – описание внешних признаков памятника: наименование, автор, датировка, материал, техника изготовления, форма, размер, цвет, индивидуальные признаки (нали­чие автографов, пометок, повреждений и т. п.).

3.10. Историческое описание музейного предмета – вы­явление и фиксация тех сведений по истории памятника с момента его создания до поступления в музейное собрание, которые не отражены в са­мом памятнике (музейном предмете): автор, датировка, назначение, владельцы, время и место создания и бытования, связь с определенными ис­торическими событиями или лицами, историческая или художественная значимость и т. п.

3.11. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

3.12. Экспозиция выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3.13. Выставка   экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

3.14. Книга поступлений (Главная инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

4. Организация музея 

4.1. Организация музея  в школе-лицее происходит по инициативе администрации и педагогического коллектива с привлечением родителей, ветеранов, представителей общественности, музейных специалистов и, как правило, является результатом краеведческой, экскурсионно-туристической и поисково-исследовательской деятельности, и отражает реальные потребности образовательного процесса.

4.2. Учредителем музея  выступает КГУ “Cпециализированная мужская школа-лицей-интернат “Жас Улан” им. Ш. Валиханова для одаренных детей”. Учредительным документом музея является приказ об его организации, издаваемый начальником школы-лицея.

4.3. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением, утвержденным руководителем государственного образовательного учреждения – начальником школы-лицея «Жас Улан» .

4.4. Обязательными условиями для открытия музея являются:

— издание учредительного документа (приказа начальника школы-лицея о создании музея), заведение документа учета музейных предметов (инвентарной книги), наличие утвержденного положения о школьном музее и концепции (программы) его организации, деятельности и развития;

— наличие музейного актива, состоящего из педагогов школы-лицея, учащихся-уланов, их родителей, выпускников школы-лицея, ветеранов войны и труда, имеющих склонность и способность к осуществлению систематической поисковой, фондовой, экспозиционной и культурно-просветительской работе;

— наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в инвентарной книге (книге поступлений), позволяющего создать в школе-лицее «Жас Улан» музей историко-краеведческого профиля;

— наличие помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность фонда музейных предметов, возможность размещения выставок и экспозиций, проведения коллективных культурно-познавательных и воспитательных мероприятий;

— экспозиция историко-краеведческого музея, отвечающая по содержанию и оформлению современным требованиям.

5. Учет и регистрация музея 

5.1. Вновь созданный музей государственного образовательного учреждения подлежит учету и регистрации после его открытия. Регистрация музея осуществляются в соответствии с действующими правилами.

5.2. Основными требованиями к государственному образовательному учреждению при регистрации музея являются:

—  наличие приказа руководителя государственного образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя музея;

—  наличие подлинных музейных предметов, соответствующих профилю музея, собранных и зарегистрированных в книге поступлений (инвентарной книге);

— наличие соответствующего помещения с оборудованием, приспособленным для хранения и экспонирования  музейных предметов;

— наличие программы развития музея государственного образовательного учреждения;

— подготовленные и соответствующим образом оформленные экспозиции;

— систематически работающий музейный актив из числа учащихся, родителей, педагогов, общественности;

— программа деятельности музея, соответствующая задачам государственного образовательного учреждения.

5.3. Для регистрации или перерегистрации музея государственное образовательное учреждение представляет в Областной историко-краеведческий музей г. Семей (копии – в Управление образования ВКО) пакет документов, состоящий из:

— анкеты музея государственного образовательного учреждения системы Управления образования ВКО;

—  концепции (программы) деятельности и развития музея;

— тематической структуры музейной экспозиции;

— справки-отчета о работе музея (представляется ежегодно всеми зарегистрированными музеями);

— фотографий, отражающих экспозицию  музея и его работу.

5.5. При регистрации музея выдается Областным историко-краеведческим музеем г. Семей специальный паспорт и номерной сертификат, утвержденный заместителем руководителя Управления образования ВКО.

5.6.  Для эффективного функционирования музея государственного образовательного учреждения в штатное расписание возможно введение ставки педагога дополнительного образования с учетом особенностей функционирования музея.

6. Принципы, функции, основные направления, методы и формы педагогической деятельности музея

6.1. Деятельность музея основывается на принципах антропоцентризма, увлекательности, коллективизма и сотрудничества с субъектами, занимающимися краеведением, историей, археологией, этнографией и другими отраслями науки.

6.2. Основными функциями музея являются:

— участие в воспитательной, образовательной и культурно-просветительной  деятельности педагогического коллектива школы-лицея путем использования методов и форм музейной педагогики по обучению, нравственному и физическому развитию и социализации учащихся;

— документирование общественно-исторических, культурных и природных фактов, явлений и процессов, связанных с  родным краем и республикой и соответствующих профилю музея через комплектование фондов музейных предметов путем выявления, сбора, изучения, реставрации, консервации, учета, хранения и экспонирования музейных предметов и документов;

— организация культурно-просветительной, методической, информационной, издательской и иной, соответствующей профилю музея, деятельности; пропаганда истории и культуры родного края и республики, используя возможности средств массовой информации;

— организация исследовательской деятельности учащихся, ориентированной на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы.

6.3. Основными направлениями деятельности музея являются:

— комплектование фондов музейных предметов путем выявления, сбора, изучения, описания, реставрации, консервации, учета, хранения и экспонирования музейных предметов и документов;

— осуществление и совершенствование экспозиционно-выставочной и экскурсионной работы в соответствии с профилем и приоритетными темами историко-краеведческого музея;

— разведывательно-поисковая, экспедиционная, научно-исследовательская и экскурсионно-туристическая  деятельность краеведческого характера;

— образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа через использование различных методов и форм музейной педагогики, в числе которых проведение тематических выставок, конкурсов, викторин и воспитательных мероприятий через знакомство с этикетом, правилами поведения в разных национальных культурах.

6.4. Методы и формы внедрения музейного образования в учебно-воспитательную деятельность педагогического коллектива школы-лицея:

— подготовка и чтение лекций, организация конференций, научных чтений,  выставок, проведение сборов, консультаций, привлечение возможностей Интернета и научных библиотек при музеях;

— экскурсии в государственных музеях, музеях учебных заведений и музеях под открытым небом (на комплексах археологических объектов);

— организация и деятельность краеведческого клуба или кружков по истории и географии, музыкально-этнографической студии;

— планирование, организация и осуществление краеведческих экспедиций и выездов членов краеведческого кружка при музее из числа учащихся школы-лицея;

— организация и проведение тематических вечеров, этнографических мероприятий, видео- и киносеансов, праздничных концертов, встреч с ветеранами и другими интересными людьми;

— применение мультимедийных технологий: материалов сенсорных киосков, создание, просмотр и обсуждение тематических видео- и кинофильмов, видеопрезентаций;

— использование в рамках музейного образования интерактивных формы образования: реальных  и виртуальных экскурсий, ролевых игр, викторин, конкурсов;

— привлечение учащихся к сбору, изучению и обработке предметов и документов, передаваемых в фонд и соответствующих профилю школьного музея;

— оказание помощи учащимся при написании ими, защите и публикации в сборниках материалов конференций и периодической печати научных докладов, статей, очерков, эссе; издание сборников научно-исследовательских работ педагогов и учащихся школы-лицея; привлечение членов краеведческого кружка к участию в программах местного телевидения;

— организация участия детей и подростков в краеведческих выездах и разведывательно-поисковых экспедициях краеведческого общества «Прииртышье» и археологических экспедициях Семейского государственного педагогического института.

7. Содержание и планирование деятельности музея 

7.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами школы-лицея «Жас Улан», в структуре которого функционирует музей. Составляются программа развития музея, тематико-экспозиционный план, годовой план работы, ежемесячный календарный план, планы организации и проведения конкретных научно-исследовательских и познавательно-воспитательных мероприятий.

7.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности: комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной, археолого-экспедиционной, туристско-экскурсионной, научно-исследовательской, образовательно-воспитательной и культурно-просветительской работе.

7.3. Координацию  организационно-методической деятельности музеев осуществляет Совет музеев государственных образовательных учреждений системы Управления образования ВКО.

7.4. Методическое обеспечение работы школьных музеев осуществляет Методический совет по общественным и школьным музеям при Областном историко-краеведческом музее г. Семей. Консультативную помощь могут оказывать представители профессорско-преподавательского состава исторического факультета и факультета естествознания Семейского государственного педагогического института.

7.5. В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

— систематическое и постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

— создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самом государственном образовательном учреждении,  так и за его пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

— презентацию музея в процессе участия в различных смотрах, конкурсах, фестивалях и иных аналогичных мероприятиях разного масштаба;

— образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для учащихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона;

— освоение природной и историко-культурной окружающей среды путем организации походов, экспедиций, экскурсий по городу Семей, Семейскому региону Прииртышья, посещение городских и сельских музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

— популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации (периодическая печать, телевидение, радио) и в Интернете;

— организацию систематического обучения основам теории и практики музейного дела, обмен опытом между музеями иных государственных образовательных учреждений с целью повышения эффективности их функционирования.

Содержание работы по направлениям деятельности музея: 

7.6. Осуществление деятельности по комплектованию фондов школьного музея и научно-фондовая работа:

— поиск и сбор предметов старинного быта, изделий, документов, фотографий, связанных с историей, культурой (в т.ч. народным ремеслом), экономикой и природой;

— ведение инвентарной книги, составление тематических учетно-справочных картотек на музейные предметы, изучение и описание каждого предмета, поступившего в фонды музе;.

— запись и сохранение учетно-справочной информации на электронных носителях (в дополнение к традиционной системе учета музейных предметов).

7.7. Научно-исследовательская и пропагандистская деятельность:

— изучение собранных предметов старинного быта, изделий, документов, фотографий, связанных с историей, политикой, культурой, экономикой и природой;

— запись народной лексики, связанной с предметами быта, устройст­вом жилищ, орудиями и процессами труда, одеждой и обувью, едой и напитками;

— собирание произведений фольклора (легенд, преданий старины, народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток), описание этнографических явлений локального характера (местных праздников, обрядов, обычаев, примет и суеверий);

— сбор сведений топонимического характера и связанных с ними народных преданий, описание и фотографирование природных объектов и участков, с которыми связаны какие-либо народные предания, представления и обычаи;

— подготовка по результатам исследовательской работы докладов, заметок или статей для участия в научных конференциях, опубликования в местной прессе или на телевидении;

— проведение экскурсий по городу, в музеях или местах расположения археологических памятников, тематических бесед, устных журналов и т.п.

7.8. Учебно-воспитательная деятельность; развитие творческой активности учащихся:
— привлечение учащихся, их родителей, ветеранов войны и труда к сбору материалов для экспозиции музея и оформления выставок;

— проведение выставок с демонстрацией стендов, плакатов, карт, схем, поделок из различных материалов, связанных с народной жизнью (старинными праздниками, обрядами и т.п.), выполненных детьми или при их участии;

— организация археолого-туристических экскурсий учащихся школы-лицея и их участия в краеведческих выездах и экспедициях в сельскую местность;

— проведение в музее занятий кружков по краеведению,  истории, географии и т.д.

7.9. Методическая и консультативная работа:

— организация семинаров, методических часов для учителей по этнографии и краеведению;
— индивидуальные консультации по проведению мероприятий с крае­ведческой тематикой;

— сбор литературы по музейной педагогике, краеведению, народной культуре (этнографии) для ее использования в работе с учителями и учащимися;

— сотрудничество с Областным историко-краеведческим музеем г. Семей, историческим факультетом СГПИ и Центром документации новейшей истории (архивом) в целях получения методической и консультативной помощи по вопросам, связанным с деятельностью школьного музея.

8. Руководство деятельностью музея. Актив и Совет музея. 

8.1. Ответственность за деятельность музея несет руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

8.2. Непосредственное руководство практической работой музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя государственного образовательного учреждения.

8.3. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности.

8.4.  Актив музея проводит следующую работу:

— изучает научно-исследовательскую литературу, письменные памятники по истории и другие источники, соответствующие историко-краеведческому профилю музея и экспозиционно-выставочной тематике;

— систематически пополняет фонды музея путем активного поиска предметов и документов старины, находящихся у городского и сельского населения, найденных в ходе краеведческих выездов и экспедиций;

— принимает участие в обеспечении сохранности музейных предметов, организации их учета через регистрацию в инвентарных книгах музея;

— организует и принимает деятельное участие в создании и обновлении экспозиции, стационарных и передвижных выставок музея;

— оказывает содействие педагогическому коллективу в оптимальном использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе школы-лицея.

8.5. В целях организации работы музея из числа его активов могут создаваться группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки, фондовая, экскурсионная, лекторская, экспозиционная или художественно-оформительская.

8.6. В целях оказания помощи музею может быть создан совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев и архива, местного отделения общества охраны памятников истории и культуры, общества охраны природы, шефствующих предприятий, специалистов профильных для историко-краеведческого музея наук, музееведов, ветеранов войны и труда, родителей учащихся, представителей органов местного самоуправления и т.п.

8.7. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании.

8.8. Совет музея на своих заседаниях:

— решает вопросы о включении в фонды музея памятников истории, культуры и природы, поступивших в процессе комплектования (с возможным участием в этой работе специалистов из государственных музеев, архивов и других научных учреждений);

— рассматривает и передает заместителю по воспитательной работе для утверждения начальником школы-лицея перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы;

— заслушивает отчеты поисковых групп о результатах деятельности, направленные на пополнение фондов музея;

— обсуждает основные и оперативные вопросы деятельности музея, вносит свои предложения по улучшению деятельности музея на рассмотрение администрации школы-лицея;

— организует подготовку экскурсоводов, лекторов и способствует процессу музейного образования актива.

8.9. В каждом классе избирается учащийся, включенный в актив музея и отвечающий за связь коллектива класса со школьным музеем и оказывающий посильную помощь в его работе.

8.10. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.

9. Учет и обеспечение сохранности фондов музея 

9.1. Учет, научное описание и хранение памятников истории и культуры в школьном музее, как и в государственном музее, преследует цели обеспе­чения юридической, научной и физической охраны музейных предметов, создание оптимальных условий для их разностороннего использования.

9.2. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.

9.3. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

— учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в Главной инвентарной книге;

— учет научно-вспомогательных материалов (копий документов, макетов, диаграмм, схем, чертежей, видео- и аудиокассет и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

9.4. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.

9.5. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.

9.6. Все предметы, отнесенные к основному фонду, подлежат обязательной  записи в книге поступлений (инвентарной книге). Книга поступлений (инвентарная книга) музейных предметов храниться постоянно в образовательном учреждении.

9.7. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному  учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет.

9.8. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно-вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.

9.9. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальном помещении – фондовом хранилище, имеющем ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

9.10. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.

9.11. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

9.12. Хранение предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

9.13. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертизы органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

9.14. Предметы и документы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей либо государственный архив.

9.15. В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и в общественные музеи решается администрацией КГУ СМШЛИ ОД «Жас Улан» по согласованию с Управлением образования ВКО, Областным историко-краеведческим музеем г. Семей и оформляется соответствующим приказом.

9.16. Без решения вопроса о передаче фондов школьного музея, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.

9.17. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет руководитель государственного образовательного учреждения.

10. Перечень обязательных документов (Делопроизводство школьного музея). 

10.1. Приказ начальника школы-лицея о создании музея и назначении руководителя музея.

10.2. Паспорт музея и сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения», выданные Областным историко-краеведческим музеем г. Семей.

10.3. Положение о школьном музее, утвержденное начальником школы-лицея.

10.4. Должностная инструкция руководителя школьного музея.

10.5. Концепция (программа) развития школьного музея на 2013 – 2015 гг.

10.6. Тематико-экспозиционный план музея, согласованный с Методическим советом при Областном историко-краеведческом музее г. Семей.

10.7. Анкета музея государственного образовательного учреждения системы Управления образования ВКО.

10.8. Годовой план работы школьного музея, утвержденный начальником школы-лицея.

10.9. Ежемесячный календарный план работы школьного музея.

10.10. Планы работы краеведческого кружка и военно-исторического кружка (кружка по военно-патриотическому воспитанию).

10.11. Тексты экскурсий по экспозиционным блокам музея (краеведение, история школы-лицея «Жас Улан», биография и научно-исследовательская деятельность Ш. Уалиханова).

10.12. Журнал учета экскурсий и культурно-массовых мероприятий музея.

10.13. Книга учета основного фонда музея (Главная инвентарная книга), внесенная приказом начальника школы-лицея в номенклатуру дел школы.

10.14. Книга учета научно-вспомогательного фонда (Инвентарная книга НВФ).

10.15. Первичная фондовая документация (акты приема – сдачи музейных предметов).

10.16. Книга отзывов и предложений музея.

10.17. Учетно-справочная картотека (при наличии большого количества экспонатов — на подлинные и особо ценные предметы, документы, книги и фотографии с указанием легенды). 

11. Прекращение деятельности музея. 

11.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний вопроса (о передаче фондов школьного музея) решается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с отделом воспитания и дополнительного образования Управления образования ВКО и администрацией Областного историко-краеведческого музея г. Семей.

11.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются.

11.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

11.4. Копии документации о прекращении деятельности музея  должны быть переданы в Областной историко-краеведческий музей г. Семей, который осуществляет регистрацию и формирует банк данных по музеям образовательных учреждений, и в Управление образования ВКО.

Приложение к Положению о школьном музее.

К культурным ценностям, входящим в категорию предметов музейного значения, относятся:

— археологические находки (включая обычные и тайные);

— редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

— ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и общества, а также связанные с жизнью национальных деятелей науки, культуры и искусства, мыслителей, ученых и артистов и крупными национальными событиями;

— редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный), отдельно или в коллекциях;

— почтовые марки, налоговые и аналогичные марки отдельно или в коллекциях;

— монеты, за исключением монет национальной валюты Республики Казахстан, независимо от сплава или металла их изготовления, а также монет иных государств, изготовленных не более ста лет тому назад, медали, печати и другие коллекционные материалы;

— старинные и уникальные музыкальные инструменты;

— архивы, архивные фонды и коллекции, включая фоно-, фото-, видео- и киноархивные материалы, а также научно-техническая документация;

— произведения искусства, имеющие историко-культурную значимость;

— этнографические, антропологические, этнологические и палеонтологические материалы;

— старинные предметы более чем столетней давности, имеющие особую историческую и культурную ценность;

— объекты, связанные с историческими событиями в жизни народа Республики Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также с жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции;

— художественные ценности в виде полотен, картин и рисунков ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшений от руки);

— оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

— оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

— составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических объектов.

 

 

Настоящее Положение разработано Илиуфом Х.Ш.