Гиксосы — прототюркский этнос, мигрировавший на Ближний Восток

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\ЗалБоевойСлавы\КолесницыЧжоу.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МУЖСКАЯ ШКОЛА-ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ «ЖАС УЛАН» ИМ. Ш. УАЛИХАНОВА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Заведующий военно-патриотическим музеем «Даңқ» военной школы-лицея «Жас Улан» к. ф. н. ИЛИУФ Х.Ш.

ГИКСОСЫ – ПРОТОТЮРКСКИЙ ЭТНОС, МИГРИРОВАВШИЙ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\ЗалБоевойСлавы\350px-Egyptian-Chariot.png

г. Семей – 2015

ГИКСОСЫ – ПРОТОТЮРКСКИЙ ЭТНОС,

МИГРИРОВАВШИЙ НА БЛИЖНИЙ ВОСТОК

В середине XVII в. до н.э. (по другой версии – в первой половине XVIII в. до н.э.) гиксосы, включив в состав своего войска представителей семитов-амореев, хурритов и хеттов, вторглись на территорию Нижнего Египта и захватили здесь власть. Их столицей стал город Аварис, расположенный в восточной части дельты Нила.

Исследователи считают, что в это же время гиксосы владели такими странами Ближнего Востока, как Ханаан и Сирия. Восточные границы их обширного государства доходили до реки Евфрат.

Владычество гиксосов в Ханаане сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями, к числу которых относился и Иерусалим. Вместе с гиксосами на Ближнем Востоке появились боевые колесницы, новый тип мечей и боевые топорики.

При гиксосах процветали египетские наука, искусство и литература. Так, например, знаменитый папирус по математике датирован тридцать третьим годом правления царя Апопи I. Сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи царя Хиана и найденные в гробнице царя Камоса золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства.

В наследство от гиксосского периода в Египте осталось более совершенное вооружение: сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем. Важным новшеством предстает боевая колесница, запряжённая лошадьми. Использование таких повозок в бою давало значительное преимущество над неприятелем и привело к изменению тактики ведения военных действий. Отметим, что лошадей и колесниц египтяне Среднего царства до азиатских пришельцев практически не знали.

Существует мнение, что завоеватели ознакомили египтян с изготовлением железа, а также с усовершенствованным видом ткацкого станка, новыми ирригационными методами и некоторыми строительными приёмами, используемыми в Месопотамии. Пришедшие вместе с гиксосами жители Ханаана начали культивировать в Египте гранатовые и оливковые деревья и яблони.

Вероятно, с периодом господства гиксосов в Египте, связано появление практики использования некоторых иероглифов для передачи отдельных звуков, например, при написании имен завоевателей. Познакомившись с этим способом записи фонем, семиты создали алфавитное письмо, к которому восходит финикийское, греческое и многие другие буквенные системы.

Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апопи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус. Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами.

Начало борьбы по легенде связано с царём Секненра, который, по-видимому, погиб в битве. Его сын Камос собрал войско, двинулся на север и сумел дойти почти до самого Авариса, но не смог захватить его.

Окончательную победу над гиксосами около 1550 г. до н.э. одержал брат Камоса – Яхмос I, первый фараон XVIII династии. Он изгнал иноземцев из Египта и преследовал их до южной Палестины, где захватил город Шарухен. Затем египтяне берут под свой контроль территорию Палестины и Ливана. В результате экспансии египтян гиксосы были вынуждены уйти в Сирию.

Свое название они получили от египетского словосочетания hqa xAswt, букв. ‘правитель стран’ (в трудах греческих авторов этот этноним встречается в двух письменных вариантах: ὑκσώς или ὑξώς). Манефон, древнеегипетский жрец, историк и писатель, переводит этноним “гиксосы”, как ‘цари-пастухи’.

Прародиной гиксосов – кочевого скотоводческого этноса, вероятно, были степи Предкавказья и Северного Прикаспия. В таком случае они были этнически и культурно близки киммерийцам, обитавшим в Северном Причерноморье, и азиатским скифам.

Можно предположить, что гиксосы были первой волной тюркоязычных номадов, которые в течении тысячелетий мигрировали через горные проходы Центрального хребта и так называемые Каспийские ворота (близ современного Дербента) в закавказские области и страны Ближнего Востока.

В Брединском районе Челябинской области на правом берегу реки Синташты (левый приток реки Тобол) находится комплекс археологических памятников эпохи бронзы. На одной из стоянок у Кривого озера была обнаружена боевая колесница, датированная по костям лошади 2026 годом до н.э. Таким образом, носители синташтинской культуры использовали первые сохранившиеся колесницы в истории. Изображения древних колесниц, в которые были запряжены две, реже – четыре лошади, нередко встречаются среди петроглифов Сибири и Казахстана.

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\ЗалБоевойСлавы\350px-Chariot_spread.png

Карта распространения боевых повозок на колесах со спицами вместе с миграциями прототюркских этносов

При гиксосских фараонах, и после свержения этой династии, главной силой египетского войска стали двухместные колесницы, подобные тем, что в ту пору составляли и ядро месопотамских армий.

В мае 1468 г. до н.э. состоялась битва близ Мегиддо, где египетский фараон Тутмос III сражался против ханаанских царей. Блестящий полководец, Тутмос III, лично возглавляя размещенные по центру боевые колесницы, наголову разбил разрозненные сирийско-палестинские войска.

Военные реформы, проведённые Тутмосом III, были весьма значительны – лучники в колесницах обладали высокой мобильностью и точностью стрельбы; он также поставил на вооружение модифицированные луки и стрелы, пробивавшие почти любую броню того времени.

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\ЗалБоевойСлавы\350px-Egyptian-Chariot.png

Фараон, находящийся на боевой колеснице

Крупной колесничной битвой в древней истории считается сражение при Кадеше (1299 г. до н.э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

Во время Новоассирийского царства в битвах использовались колесниц в два, а то и в три раза больше, чем под Кадешем. Например, в битве при Каркаре (VIII век до н.э.) только со стороны антиассирийской коалиции было почти 1500 колесниц, не считая остальных сил (более 4000 всадников и около 10000 пехоты). В разное время колесницы получили распространение в Индии, Китае, Корее и Европе.

В XI в. до н.э. прототюркский скотоводческий этнос чжоу, обитавший в долине реки Вэйхэ, сверг династию Шан (Инь) и создал на территории, расположенной в бассейне среднего течения Хуанхэ, новое могущественное государство. Большая часть населения Инь была обращена в рабство.

Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от современной провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до р. Янцзы на юге.

Династия Чжоу была у власти в Китае с 1045 до н.э. по 221 до н.э., т.е. около 800 лет. В этот период были созданы произведения, заложившие основу последующей китайской цивилизации. Эпоха Чжоу ознаменовалась появлением философских школ – конфуцианства, фа-цзя, даосизма и др.

В I тысячелетия до н.э. в Древнем Китае продолжалось дальнейшее развитие земледелия. Значительные масштабы приобрело использование оросительных сооружений. Государство организовывало и контролировало общественные работы по расширению и поддержанию в порядке ирригационной системы и т. п.

В социальной сфере произошли значительные изменения. Все большую роль стало играть сословие воинов “ши”, букв. ‘воинские начальники’, ‘командиры’, за службу получавших право пользоваться трудом крестьян.

В середине I тыс. до н.э., одновременно со cредиземноморcким регионом, в Древнем Китае началось распространение железа. Это дало толчок дальнейшему расширению оросительной системы, увеличению посевных площадей. Улучшилась техника земледелия, игравшего уже ключевую роль в хозяйстве страны. Стали применяться органические удобрения, существенно повысилась урожайность, развивались ремесло и торговля.

Гончарное дело продолжало традиции предшествующей эпохи. Высокого уровня мастерства достигли изготовители лаковых и бронзовых предметов, в том числе произведений искусства. Строились каменные здания высотой до девяти этажей.

Колесницы, завезенные из Центральной Азии, изначально использовались знатными военными начальниками. В колесницу были запряжены две лошади, хотя в захоронениях часто находят колесницы с четверкой лошадей (квадриги). Обычно в колеснице находилось трое воинов: колесничий, лучник и воин, вооруженный копьем или алебардой.

Армия Чжоу во многом походила на армию своих предшественников – Шан (Инь). Но оружие, используемое воинами, постепенно видоизменялось. Алебарда теперь крепилась на древко длиной до 5,5 метров и применялось в качестве двуручного оружия; была увеличена режущая поверхность лезвия за счет его вытягивания. Мечи, которые практически не использовались у воинов государства Шан, стали шире употребляться у ранних чжоу. Они были изготовлены из бронзы и имели лезвие длиной 45 см. Колесницы также продолжали развиваться: колеса увеличились в размере, имели больше спиц и были вынесены в стороны от основного помоста для увеличения устойчивости при движении.

Хотя, оружие в основном использовалось такое же, как у армии государства Шан, Чжоу привнесли многое в развитие доспехов. Так, например, в исторических трудах встречается описание безрукавки из грубой кожи и куртки с нашитыми на ткань кусочками толстой кожи. Такой же тип доспехов использовался для защиты лошадей в колеснице. Бронзовые шлемы практически не отличались от шлемов эпохи Шан.

Армия комплектовалась в соответствии с правилами: вассал первого ранга должен был предоставить три армии, вассалы второго ранга – две, и вассалы третьего – одну. Предполагают, что армия Чжоу могла состоять из 3000 колесниц и 30 000 пехоты.

В связи с тем, что у кочевников каждый взрослый мужчина во время войны привлекался в качестве воина, правители государства Чжоу перенесли эту практику на покоренное земледельческое население: каждая фермерская семья должна была выставить одного рекрута для набора в армию, и ежегодно крестьяне проходили месячную военную подготовку.

Войско Чжоу традиционно делилось на три части – правое крыло, левое крыло и центр, что было характерно для тюрков древности и средневековья. Традиционное деление армии на три части использовалось достаточно долго, но многие полководцы того времени использовали и четвертый отряд – для удара во фланг неприятеля. Практиковался смешенный состав отрядов, так, например, лучники могли располагаться за копейщиками и имели возможность стрелять поверх их голов.

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\ЗалБоевойСлавы\КолесницыЧжоу.jpg

Воины-чжоу на боевой колеснице

Прототюркское обозначение метеоритного железа *teηir jes ‘небесный металл; небесная медь’, сокращенное до *teηir и со временем видоизменившееся в temir, было калькировано египтянами и сохранилось в языке коптов – потомков древних жителей Египта в виде слова bi-ni-pet, букв. ‘небесный’. В китайском языке древнетюркская лексема *teηir > temir ‘железо’ подверглась сокращению до первого слога и сохранилась в форме tie с идентичным значением.

В результате демографических процессов, нехватки пастбищ и политических событий многие прототюркские и тюркские племена в течении тысячелетий мигрировали из мест своего первоначального расселения – Великого степного и лесостепного пояса Евразии на восток – в Сибирь, юго-восток – в долину реки Хуанхэ, на юг – в Северную Индию, через Кавказ – на Ближний Восток, на запад – в Европу. Так, например, еще в XII в. до н.э. реки Кабул и Сатледж носили тюркское название Quba (“Ригведа”: Kubha) ~ Quban (греческ. Hypanis, Kophēn), как и реки Кубань и Южный Буг.

Между историческими судьбами и ролью гиксосов и чжоу имеются параллели: те и другие – прототюрки-номады; они завоевали земледельческие страны (Египет, Китай), познакомили ее население с новыми культурными достижениями: в период их владычества отмечался значительный подъем культуры. Различие проявлялось в том, что династия Чжоу была у власти около восьми веков, гиксосы же правили по историческим меркам относительно недолго.

Одной из важных причин кратковременного господства гиксосов можно видеть в их малочисленности, по этой причине они не сумели покорить всю страну, и в Верхнем Египте сохранились силы, способные к реваншу. Отступив в Сирию, гиксосы растворились среди аборигенов.

В случае с Чжоу создалась иная ситуация. На западе существовала угроза для их государства в виде других прототюркских племен, известных как “жуны” и занимавших территорию Восточного Туркестана. Это обстоятельство вынуждало простой народ быть в союзе с правящей династией и господствующим классом, которые постепенно ассимилировались среди многочисленного покоренного населения. Кроме того, предшествующие древнекитайские династии Ся и Шан (Инь) вели свое происхождение от легендарного Хуан-ди, вождя объединения прототюркских племен, обитавших близ гор Кунь-Лунь – далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ, поэтому иноземные правители не были в диковинку для древних китайцев.

Жуны (китайск. 戎 róng, вероятно, от тюркск. uruğ ‘род’) — китайское название племен, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу. Древние китайцы описывают их как людей светловолосых, со светлыми глазами и густыми рыжими бородами. Эти признаки прослеживаются до III–IV в. н.э., однако в последующие века в результате активной метисации монголоидный тип среди восточных тюрок становится доминантным. Жуны и скифы считаются родственными народами. Жуны являются предками хуннов, многими исследователями причисляемых к прототюркским народам.

Если создатели афанасьевской археологической культуры, в которых видят предков древнего скотоводческого народа юэчжи, основавшего великую Кушанскую империю, в свое время представляли собой восточную ветвь прототюркского суперэтноса, то киммерийцев следует считать его западной частью. Центральную область прототюркского мира занимали племена, объединявшиеся андроновской культурой. И, вероятнее всего, к западной группе тюркоязычных племен относились воины, которые, миновав горные проходы Кавказа, прошли через Закавказье в страны Восточного Средиземноморья и, включив в свой состав представителей некоторых народов Ближнего Востока, достигли и покорили северную часть Древнего Египта. Здесь они стали известными под именем “гиксосы”. Через многие века в Египте правили в определенные исторические периоды другие тюрки – мамлюки и турки-османы.