Положение дополнительного проф. образования

Положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования города Семей «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Улан» 

Коммунального Государственного учреждения Cпециализированная мужская школалицейинтернат “Жас Улан” им. Ш. Валиханова для одаренных детей”

 Управления образования Восточно-Казахстанской области

 

Семей — 2016

 

 

1.   Общие положения

  • Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Улан» представляет собой структурное подразделение Коммунального государственного учреждения «Специализированная мужская школа-лицей-интернат «Жас Улан» им. Ш. Уалиханова», созданное для дополнительного профессионального образования педагогических работников Восточно-Казахстанской области, организации и проведения мероприятий, имеющих целью военно-патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения.
  • Центр осуществляет свою работу в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами РК «Об образовании», нормативными актами и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РК, настоящим Положением и учебно-воспитательными планами Специализированной мужской школы-лицея-интерната «Жас Улан» им. Ш. Уалиханова.
  • Педагогический коллектив Центра формируется из лиц, имеющих педагогическое или военное профессиональное образование.
  • Для достижения целей и выполнения задач в Центре создается и совершенствуется соответствующая материально-техническая база.

 

  1. Основные понятия педагогического воспитания

 

  • Система педагогического воспитания призвана планомерно влиять на формирование гармонически развитой личности, входящей в состав учебного класса или социальной группы.
  • Понятие патриотическое воспитание непосредственно связано с педагогическими задачами формирования личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего и умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради ее процветания.

Патриотизм – это высокое чувство любви к Отчизне, присущее большинству людей, живущих на своей родной земле, глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга, ответственности за все происходящее в стране, за её будущее.

Однако термин патриотизм не ограничивается обозначением идейно-нравственной позиции, занимаемой индивидом на основе своих убеждений и чувств, но в большей мере связан с его действиями, направленными на процветание Родины, обеспечение духовно-нравственной, экономической, военной, экологической и иной безопасности общества и государства.

Известно, что патриотом человек не рождается. Он становится им под влиянием и воздействием социальной среды, жизненных условий, характера деятельности и, в первую очередь, воспитания.

Дети и подростки усваивают нравственные и этические представления и нормы поведения в своей семье, позже они оказываются под влиянием государственной идеологии (в стенах учебного заведения, через СМИ), в результате чего в их сознании формируются патриотические убеждения и чувства.

На основе понимания сущности патриотизма и ведётся патриотическое воспитание, базирующееся на принципе историзма, историческом опыте и современной общественной практике, передовых педагогических идеях и воспитательных технологиях.

  • Под гражданским воспитанием понимается формирование совокупности качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.

Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

2.3.1. Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны, составляет следующее:

— знание политики, политической системы страны, органов управления государством,

— лояльное отношение к политической организации общества,

— умение участвовать в политической жизни страны.

2.3.2. Правовое воспитание личности выполняет две основные функции:

— передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности;

— формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности.

2.3.3. Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности.

2.3.4. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести:

— знание истории, культуры, искусства своей родины, страны;

— любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры;

— знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение;

— умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности.

2.3.5. Задачи гражданского воспитания могут решаться как в ходе учебного процесса на уроках истории, г литературы, географии, обществоведения и т.д., так и во внеурочной деятельности учеников и во внешкольной работе с ними (участие школьников в самоуправлении, выборных школьных органах, разнообразных делах школы, класса, занятия детей в клубах, кружках, молодежных общественных организациях, участие в социально-политической жизни страны).

2.3.6. Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов.

 

3.     Цели и задачи Центра военно-патриотического и гражданского воспитания «Улан»

 

  • Сущность военно-патриотического воспитания заключается в том, что оно, являясь составной частью всей системы воспитания в обществе, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность общества и государства, его институтов и учреждений по воспитанию у граждан Казахстана беззаветной любви к Родине, формированию внутренней готовности и способности каждого человека к активному участию в вооружённой обороне своего Отечества.
  • Цель военно-патриотического воспитания – формирование и развитие у граждан основных качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции защиты Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию его национальных интересов.

3.3. Указанная цель определяет две основные задачи, решение которых должно способствовать возрастанию социальной активности подрастающего поколения, воспитанию чувства патриотизма, чувства гражданского и воинского долга перед Отечеством:

— формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной активно участвовать в созидательном процессе развития страны, в укреплении и совершенствовании основ общества и государства;

— осуществление целенаправленной подготовки на государственном и военно-профессиональном уровне надёжных защитников Отечества для успешной реализации их функций в основных сферах социально значимой деятельности, связанной с обеспечением безопасности и процветания нашей Родины.

3.4. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающей в себе внутреннюю свободу и уважение к действующему закону, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Решая проблему гражданского воспитания учащихся, педагогические коллективы должны сосредоточивать свои усилия на формировании у детей и подростков критического отношения к явлениям общественной жизни.

3.5. Для оказания помощи школьным педагогическим коллективам нашей области было принято решение о создании образовательного учреждения дополнительного профессионального образования ВКО “Центр военно-патриотического и гражданского воспитания “Улан”.

3.5.1. Создание Центра преследует следующие конкретные цели:

— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций Восточно-Казахстанской области;

— военно-патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения в пределах нашего региона.

3.5.2. Определены следующие задачи деятельности Центра:

— организация и проведение областных учебно-практических семинаров для преподавателей-организаторов НВП и офицеров-воспитателей кадетских классов, разработка и ведение курсов по преподаванию основ военного дела, организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы,

— чтение лекций с целью подготовки компетентных преподавателей-организаторов НВП и офицеров-воспитателей кадетских классов, способных успешно осуществлять воспитательную работу с учащимися кадетских классов в урочное и внеурочное время, ориентируя их на использование возможностей музейной педагогики и организацию таких эффективных в воспитательном плане внешкольных занятий, как туризм и краеведение;

— организация и осуществление военно-полевых сборов, военно-спортивных соревнований, научных конференций с военно-патриотической тематикой, способствующих  формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, политической бдительности и глубокого понимания необходимости укрепления обороноспособности страны и Вооруженных сил;

— проведение пропагандистской и воспитательной работы среди населения, направленной на формирование у молодежи готовности к ратному труду по защите своего Отечества, на закрепление представления о социальной значимости службы в Вооруженных силах, осознаваемой как исполнение гражданского и воинского долга, на привитие морально-психологического стойкости в условиях будущей военной службы;

— обеспечение преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества и способствование формированию у детей, подростков и юношей нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством культивирования героико-нравственных идеалов.

3.6. Следует отметить, что деятельность по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию может охватывать не только подрастающее поколение (детей, подростков и юношей), но и другие возрастные категории, и осуществляться:

— в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах (в т.ч. в лицеях и гимназиях), колледжах и высших учебных заведениях;

— в форме массовой военно-патриотической и военно-шефской работы;

— в виде уроков по предмету “Начальная военная подготовка” в общеобразовательных школах и колледжах, занятий на военных кафедрах высших учебных заведений и переподготовки воинов запаса;

— в сфере культуры (кинематограф, телевидение, пресса, Интернет-сайты, театр, изобразительное искусство, художественная литература, научно-популярные работы по истории, музыкальные произведения, журналистика и т.д.).

 

  1. Список предлагаемых программ, реализуемых Центром:

 

  1. «Подготовка обучающихся к военной службе в рамках преподавания курса «Основы военного дела» и внеурочной деятельности»

Шифр программы:

Программа ориентирована на профессиональную подготовку преподавателей-организаторов НВП и офицеров-воспитателей кадетских классов.

Программа призвана способствовать расширению компетенции (овладению профессиональными знаниями и навыками), совершенствованию методики подготовки призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, физически и психологически подготовленных и владеющих основами военной службы, методики формирования сознательного и ответственного отношения у подростков к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих.

 

  1. «Особенности организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коллективах образовательных организаций»

Шифр программы:

Программа направлена на повышение уровня квалификации и методического мастерства педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, учителей и преподавателей физической культуры, в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, связанной с организацией внеурочной деятельности обучающихся.

 

  1. «Профессиональное развитие компетентности воспитателя кадетского класса общеобразовательной организации»

Шифр программы:

Программа ориентирована на педагогических работников занимающихся внеурочной деятельностью и воспитателей кадетских классов с опытом воспитательной работы менее трех лет и направлена на совершенствование их профессиональной компетентности.

Содержание курса включает в себя теоретическое и практическое рассмотрение вопросов и проблем учебно-воспитательного процесса в кадетских классах ОО в условиях реализации ФГОС ОО.

 

  1. «Развитие воспитанников кадетских классов во внеурочное время»

Шифр программы:

Программа направлена на совершенствование компетенций (профессиональных знаний и навыков) воспитателей кадетских классов, а также овладение ими методикой воспитательной работы, направленной на военно-патриотическое и гражданское воспитание обучающихся.

Актуальность данной программы подтверждается, необходимостью повышения уровня компетентности воспитателей кадетских классов.

 

  1. «Социокультурная деятельность музеев по воспитанию обучающихся»

Шифр программы:

Программа ориентирована на профессиональное совершенствование педагогических работников общеобразовательных заведений, руководителей музеев, педагогов дополнительного образования творческих объединений, обучающихся военно-патриотической и туристско-краеведческой направленности.

 

  1. «Организация туристско-краеведческой работы в образовательных организациях»

Шифр программы:

Курс Программы позволяет повышать уровень квалификации педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, воспитателям и классным руководителям в рамках туристско-краеведческой деятельности, связанной с организацией внеурочной деятельности обучающихся (проведение выездных туристско-краеведческих мероприятий, поисково-исследовательской деятельности обучающихся, проведения походов, экспедиций, экскурсий, спортивных туров).

 

  1. «Воспитание и развитие обучающихся кадетских классов общеобразовательной организации во внеурочное время»

Шифр программы:

Программа ориентирована на педагогических работников занимающихся внеурочной деятельностью и воспитателей кадетских классов с опытом воспитательной работы более трех лет и направлена на совершенствование их профессиональной компетентности.

Содержание курса включает в себя теоретическое и практическое рассмотрение вопросов и проблем учебно-воспитательного процесса в кадетских классах ОО в условиях реализации ФГОС ОО.

Курс программ рассчитан на 72 часа.

Обучение осуществляется за счёт бюджетных средств Центра.

Программа подготовлена Илиуфом Х.Ш.