Коммунального Государственного учреждения “Cпециализированная мужская школа—лицей—интернат “Жас Улан” им. Ш. Валиханова для одаренных детей”
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Семей — 2016
Патриотизм – это высокое чувство любви к Отчизне, присущее большинству людей, живущих на своей родной земле, глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга, ответственности за все происходящее в стране, за её будущее.
Однако термин патриотизм не ограничивается обозначением идейно-нравственной позиции, занимаемой индивидом на основе своих убеждений и чувств, но в большей мере связан с его действиями, направленными на процветание Родины, обеспечение духовно-нравственной, экономической, военной, экологической и иной безопасности общества и государства.
Известно, что патриотом человек не рождается. Он становится им под влиянием и воздействием социальной среды, жизненных условий, характера деятельности и, в первую очередь, воспитания.
Дети и подростки усваивают нравственные и этические представления и нормы поведения в своей семье, позже они оказываются под влиянием государственной идеологии (в стенах учебного заведения, через СМИ), в результате чего в их сознании формируются патриотические убеждения и чувства.
На основе понимания сущности патриотизма и ведётся патриотическое воспитание, базирующееся на принципе историзма, историческом опыте и современной общественной практике, передовых педагогических идеях и воспитательных технологиях.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
2.3.1. Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны, составляет следующее:
— знание политики, политической системы страны, органов управления государством,
— лояльное отношение к политической организации общества,
— умение участвовать в политической жизни страны.
2.3.2. Правовое воспитание личности выполняет две основные функции:
— передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности;
— формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности.
2.3.3. Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности.
2.3.4. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести:
— знание истории, культуры, искусства своей родины, страны;
— любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры;
— знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение;
— умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности.
2.3.5. Задачи гражданского воспитания могут решаться как в ходе учебного процесса на уроках истории, г литературы, географии, обществоведения и т.д., так и во внеурочной деятельности учеников и во внешкольной работе с ними (участие школьников в самоуправлении, выборных школьных органах, разнообразных делах школы, класса, занятия детей в клубах, кружках, молодежных общественных организациях, участие в социально-политической жизни страны).
2.3.6. Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов.
3.3. Указанная цель определяет две основные задачи, решение которых должно способствовать возрастанию социальной активности подрастающего поколения, воспитанию чувства патриотизма, чувства гражданского и воинского долга перед Отечеством:
— формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной активно участвовать в созидательном процессе развития страны, в укреплении и совершенствовании основ общества и государства;
— осуществление целенаправленной подготовки на государственном и военно-профессиональном уровне надёжных защитников Отечества для успешной реализации их функций в основных сферах социально значимой деятельности, связанной с обеспечением безопасности и процветания нашей Родины.
3.4. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающей в себе внутреннюю свободу и уважение к действующему закону, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Решая проблему гражданского воспитания учащихся, педагогические коллективы должны сосредоточивать свои усилия на формировании у детей и подростков критического отношения к явлениям общественной жизни.
3.5. Для оказания помощи школьным педагогическим коллективам нашей области было принято решение о создании образовательного учреждения дополнительного профессионального образования ВКО “Центр военно-патриотического и гражданского воспитания “Улан”.
3.5.1. Создание Центра преследует следующие конкретные цели:
— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций Восточно-Казахстанской области;
— военно-патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения в пределах нашего региона.
3.5.2. Определены следующие задачи деятельности Центра:
— организация и проведение областных учебно-практических семинаров для преподавателей-организаторов НВП и офицеров-воспитателей кадетских классов, разработка и ведение курсов по преподаванию основ военного дела, организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы,
— чтение лекций с целью подготовки компетентных преподавателей-организаторов НВП и офицеров-воспитателей кадетских классов, способных успешно осуществлять воспитательную работу с учащимися кадетских классов в урочное и внеурочное время, ориентируя их на использование возможностей музейной педагогики и организацию таких эффективных в воспитательном плане внешкольных занятий, как туризм и краеведение;
— организация и осуществление военно-полевых сборов, военно-спортивных соревнований, научных конференций с военно-патриотической тематикой, способствующих формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, политической бдительности и глубокого понимания необходимости укрепления обороноспособности страны и Вооруженных сил;
— проведение пропагандистской и воспитательной работы среди населения, направленной на формирование у молодежи готовности к ратному труду по защите своего Отечества, на закрепление представления о социальной значимости службы в Вооруженных силах, осознаваемой как исполнение гражданского и воинского долга, на привитие морально-психологического стойкости в условиях будущей военной службы;
— обеспечение преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества и способствование формированию у детей, подростков и юношей нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством культивирования героико-нравственных идеалов.
3.6. Следует отметить, что деятельность по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию может охватывать не только подрастающее поколение (детей, подростков и юношей), но и другие возрастные категории, и осуществляться:
— в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах (в т.ч. в лицеях и гимназиях), колледжах и высших учебных заведениях;
— в форме массовой военно-патриотической и военно-шефской работы;
— в виде уроков по предмету “Начальная военная подготовка” в общеобразовательных школах и колледжах, занятий на военных кафедрах высших учебных заведений и переподготовки воинов запаса;
— в сфере культуры (кинематограф, телевидение, пресса, Интернет-сайты, театр, изобразительное искусство, художественная литература, научно-популярные работы по истории, музыкальные произведения, журналистика и т.д.).
Шифр программы:
Программа призвана способствовать расширению компетенции (овладению профессиональными знаниями и навыками), совершенствованию методики подготовки призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, физически и психологически подготовленных и владеющих основами военной службы, методики формирования сознательного и ответственного отношения у подростков к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих.
Шифр программы:
Программа направлена на повышение уровня квалификации и методического мастерства педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, учителей и преподавателей физической культуры, в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, связанной с организацией внеурочной деятельности обучающихся.
Шифр программы:
Программа ориентирована на педагогических работников занимающихся внеурочной деятельностью и воспитателей кадетских классов с опытом воспитательной работы менее трех лет и направлена на совершенствование их профессиональной компетентности.
Содержание курса включает в себя теоретическое и практическое рассмотрение вопросов и проблем учебно-воспитательного процесса в кадетских классах ОО в условиях реализации ФГОС ОО.
Шифр программы:
Программа направлена на совершенствование компетенций (профессиональных знаний и навыков) воспитателей кадетских классов, а также овладение ими методикой воспитательной работы, направленной на военно-патриотическое и гражданское воспитание обучающихся.
Актуальность данной программы подтверждается, необходимостью повышения уровня компетентности воспитателей кадетских классов.
Шифр программы:
Программа ориентирована на профессиональное совершенствование педагогических работников общеобразовательных заведений, руководителей музеев, педагогов дополнительного образования творческих объединений, обучающихся военно-патриотической и туристско-краеведческой направленности.
Шифр программы:
Курс Программы позволяет повышать уровень квалификации педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, воспитателям и классным руководителям в рамках туристско-краеведческой деятельности, связанной с организацией внеурочной деятельности обучающихся (проведение выездных туристско-краеведческих мероприятий, поисково-исследовательской деятельности обучающихся, проведения походов, экспедиций, экскурсий, спортивных туров).
Шифр программы:
Программа ориентирована на педагогических работников занимающихся внеурочной деятельностью и воспитателей кадетских классов с опытом воспитательной работы более трех лет и направлена на совершенствование их профессиональной компетентности.
Содержание курса включает в себя теоретическое и практическое рассмотрение вопросов и проблем учебно-воспитательного процесса в кадетских классах ОО в условиях реализации ФГОС ОО.
Курс программ рассчитан на 72 часа.
Обучение осуществляется за счёт бюджетных средств Центра.
Программа подготовлена Илиуфом Х.Ш.